Можно ли сделать так, чтобы не было бунтов и революций?
Я довольно часто использую «ВО» как дискуссионную площадку. За время работы сайта у многих авторов сложился своеобразный круг общения с читателями, когда разговор выходит за рамки конкретных вопросов и приобретает характер споров, поисков компромиссов между несколькими людьми по более глобальным вопросам, чем те, что затронуты в том или ином материале. Причем в таких группах без проблем уживаются люди с диаметрально противоположными, даже радикальными взглядами.
Одну из таких тем предлагаю обсудить сегодня всем читателям «Военного обозрения». Действительно, «достали» многих эти пляски с национальным колоритом на трупах соотечественников. Надоело смотреть на то, как то там, то сям кто-то вдруг увидел, что нос соседа или цвет волос, или борщ отличаются. И начинаются вопросы: а ты кто такой, это моя земля, на ней жили предки предков моего народа!.. И так далее.
Что лучше: разрушение или объединение государств
Так случилось, что сегодня мы уже можем воочию увидеть плоды того, что случилось в начале процесса распада мировой системы социализма и распада СССР. Не когда-то, в глубине веков, а при нашей жизни. На наших глазах. Я говорю о распаде СССР, объединении Германии, появлении понятия «страны Балтии», распаде Чехословакии, развале Югославии и прочих исторически важных событиях конца XX — начала XXI вв.
Мне кажется, оба этих процесса имеют негативный характер и не принесли счастья народам, которых они затронули. Распад государства всегда ведет к упадку экономики и страданиям людей. Примером более или менее цивилизованного «развода» можно считать Чехословакию. Да и то просто потому, что Чехия и Словакия даже в едином государстве были совершенно обособленными частями. Объединение в 1918 году двух государств не привело к созданию единого народа.
Все другие примеры распада сложившихся наций негативны. Кровь, резня, развал экономики отколовшихся частей и ломка менталитета людей. Это касается всех стран. Начиная от огромной России и заканчивая непризнанными республиками на территории бывшего Советского Союза.
Объединение? Совсем недавно Германия отметила очередную годовщину воссоздания единого государства. Рожденные в СССР помнят праздники на улицах немецких городов после падения Берлинской стены. Помнят восторг немцев и всего прогрессивного человечества. Помнят надежды на то, что теперь-то обе части нового государства впитают в себя все лучшее, что было в ГДР и ФРГ, и заживут по-королевски.
Что мы видим сегодня? Объединение привело к появлению немцев «второго сорта». Восточная Германия по всем показателям экономического и социального развития уступает западной части. Выходцы из восточных немцев составляют ничтожный процент в политической и экономической элите страны. Даже такие показатели, как пенсия или социальные льготы, на Востоке меньше. Все громче и громче звучат голоса о возращении ГДР. Но это скорее ностальгия, чем реальные планы. Как у нас ностальгия по СССР.
Экономика новых независимых государств
После распада СССР жизнь во всех бывших республиках Союза стала меняться в худшую сторону. Почему? Да просто потому, что к власти в республиках пришло новое поколение, которое не помнило, почему Украина стала житницей СССР, почему Узбекистан стал хлопковой столицей, а Казахстан — окном в космос. Практически во всех республиках царило мнение, что именно их страна кормит Россию, одевает Россию, снабжает приемниками и шпротами Россию и т.д.
То, что предприятия на территории этих республик строились именно Советским Союзом и были частью союзной экономики, стало забываться. Кстати, это касается не только бывших республик, но отдельных регионов России. Я помню шахтеров Воркуты на «Горбатом» мосту у Белого дома, которые стучали касками и требовали повышения зарплаты и прочих льгот уже после того, как воркутинские шахты были приватизированы.
Я бывал в советское время в этом городе-шахте. Видел поселки с современными домами на сваях, видел, как сложен там труд шахтера, видел, как сложно привыкнуть к отсутствию солнца зимой. Но потом я увидел, как новые хозяева шахт выкупали целые кварталы в Москве и Ленинграде. Как исчезла система поощрений и как шахтеры лишились перспектив на будущее. Кому интересно увидеть мир после исчезновения людей, просто посмотрите видеокадры современной Воркуты. Не менее трагичные, чем в Припяти.
Для того чтобы увидеть процесс деградации экономики процветающих некогда республик, достаточно посмотреть на Украину сегодня. Это пример «ускоренной перемотки» тех событий, на которые в других регионах ушли десятилетия. «Это построили украинцы» в действии. Рушится всё, и процесс этот остановить невозможно.
Идеология и мораль как опора государства
Говорить об идеологии сегодня — моветон. Особенно о коммунистической идеологии. Но давайте вспомним детство. В тоталитарном государстве, где не было свободы и царил всесильный КГБ. Вспомним о том, как мы жили тогда.
Сказки о том, что коммунисты угнетали народ, оставим правозащитникам. Для большинства людей членство в партии было скорее показателем своей значимости для страны. Передовик производства, выдающийся ученый, хороший врач и пр. Даже праздники, а в СССР было три действительно всенародных праздника, когда можно было официально бродить по центральным улицам, можно было даже употребить чего-то горячительного и быть доставленным милицейским нарядом не в вытрезвитель, а домой.
Помните деление года? Новый год, Первомай, седьмое ноября. А вот 9 Мая был менее грандиозным праздником. Скорее семейным. Просто потому, что в любой семье были живы отец, дядя, брат, сват, кум, которые в этот день сидели за столом, позванивая боевыми наградами. А рядом сидели те, кто после войны все восстанавливал и тоже был награжден за этот подвиг. Я не помню, чтобы в какой-либо другой день отец надевал награды…
Мы смеялись над «сискимасисками» (для молодежи поясню: так звучало страшно сложное слово «систематически» из уст Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева), но точно знали, что учиться надо хорошо. Просто потому, что после окончания вуза отличники будут выбирать место дальнейшей работы и, следовательно, жизни, а разгильдяи поедут в какую-нибудь дыру отрабатывать положенные три года на местном заводике или в местной больнице.
Работа в республиках, помощь местным кадрам в создании производств, в развитии социальной сферы, в строительстве и прочем была нормой. Как нормой было и то, что люди делились не по цвету кожи или волос, не по говору, а по тому, человек это или так, подобие человека. И жили мы тогда в одной большой стране. Просто в одном месте ели борщ, в другом лагман, в третьем шашлык. А в бочке на улице нам наливали пиво, пивоси, сырасы и прочее, но все равно это было просто пиво.
После развала СССР мы стали русскими, украинцами, узбеками, армянами, чеченцами, эстонцами, латышами, белорусами… Мы перестали быть единым народом. Теперь национальность стала доминирующим признаком «правильности» и «хорошести» человека. Не качество личности, а «порода». Как у собак или кошек. Породистый значит хороший!
Родина там, где мне хорошо
Очень часто, встречая «инородные тела» на улице, будь то какие-нибудь навальнята, кришнаиты, розово-голубые, панки, рокеры и прочие «другие», слышу возгласы: «Ну вот откуда они появились? Куда смотрели их родители?» Хороший вопрос, да? Откуда они появились? Американцы научили? Да в большинстве городков и поселков нашей страны американцев не видели никогда! Для местных американец и инопланетянин — это одно и то же.
Уверен, родители этих самых «других» никогда не учили их верить в Кришну или поддерживать заведомого вруна. Они пахали для того, чтобы вырастить и выучить чадо. Чтобы ребенок был «не хуже других». А он и стал не хуже других. И не лучше. Он продукт современного мира, часто не принимаемого старшим поколением.
Посмотрите на то, кто сегодня выступает в рядах сторонников оппозиции, кто устраивает пляски на улицах с песнями, славящими Кришну, кто в первых рядах противников всего и вся? Страшно сказать, но это интеллектуальная элита страны. Не дебилы, которыми их пытаются выставить некоторые, а студенты престижных вузов, молодые и перспективные специалисты по самым модным и высокооплачиваемым профессиям. Это те, кто завтра должны стать ведущими конструкторами, народными артистами, великими физиками, гениальными врачами…
И они ими станут. Но не все. Просто потому, что часть примет предложение западных фирм и уедут работать за рубеж. Уедут просто потому, что там больше платят, там быстрее получишь возможность заниматься любимым делом самостоятельно, там комфортнее жить, имя хорошую зарплату и хорошую должность. А мы, те кто сейчас говорит о патриотизме и любви к отеческим гробам, их поддержим. Зачем любимому ребенку переживать то, что пережили мы. За морем телушка полушка…
Современные молодые люди уверены, что главное в жизни — чего-то добиться. А это означает иметь много денег и быть узнаваемым на улице. Не стать Королевым, предварительно посидев в сталинских лагерях и без зарплаты, не стать Александром Прохоренко или Романом Филиповым, а иметь возможность кушать в дорогом ресторане, не стать «святым доктором» Федором Гаазом, а ездить на роскошном «Мерседесе»…
В сознание молодых внедряется мысль о том, что Родина не там, где ты родился и вырос, Родина — там, где тебя лучше кормят, одевают и обувают. Пусть другие, менее умные, менее образованные, менее амбициозные строят новое государство. А я там, на Западе, стану великим, меня примут с распростертыми объятьями. И попробуйте их, молодых, переубедить в этом. Они приведут множество примеров именно такого порядка.
Что делать, чтобы избежать революций и бунтов
Мне кажется, что в период глобального изменения миропорядка, в период, когда нарушена стабильность мира, избежать революций в различных формах невозможно. Ситуация, когда большая часть населения страны недовольна существующим порядком вещей, не зависит от системы управления государством, от экономической мощи государства или от веса этого государства в мировой политике.
Мы вступили в эпоху, когда люди перестали довольствоваться порядком вещей. Наши деды были счастливы от того, что закончилась война и можно наконец жить по-человечески. Иметь семью, детей, родственников, друзей и знать, что так будет и впредь. Наши отцы распахивали целину, строили Байконур, бурили скважины на сибирских болотах и были счастливы от того, что их работа позволяла государству обеспечивать их семьи всем необходимым. Мы… Успешно потеряли все нажитое предками в погоне за красивыми фантиками западных товаров и тоже были счастливы. Некоторое время…
А наши дети пока несчастны. Да, они имеют западные автомобили, бытовую технику, смартфоны последней модели, но не имеют цели. Не имеют своей Целины, своего Байконура, своей Сибири и Арктики. Сытый живот и ничего более. И они будут все это искать. С юношеским максимализмом, с пренебрежением к чужим жизням, с «весь мир насилья мы разрушим»…
Следовательно, наша задача сегодня, наша глобальная цель, если угодно, состоит в том, чтобы поиски смысла жизни молодых не выливались в кровавые революции, в разрушение государства, в убийства обычных, мирных граждан. Наверное, нам надо объединить усилия в этих поисках. Ведь, чего греха таить, и мы не совсем понимаем, чего же нам надо. Лозунги — это хорошо, но не продуктивно. Кровь — это не катализатор поисков счастья, это убийца счастья…