Долгое возвращение домой
Спустя 77 лет после гибели калужанин Владимир Рыжов будет похоронен в родном городе.
Эта история о войне и смерти. Но еще больше она о жизни, которая иногда закручивает такие сюжеты, что ни в какой книжке не придумаешь. А еще эта история о надежде на то, что рано или поздно все солдаты вернутся с фронта. Если о них помнят.
Младший лейтенант Владимир Рыжов не вернулся с боевого задания в июле 1943 года. Военная канцелярия 937-го истребительского авиаполка, в котором воевал летчик из Калуги, после этого сухо запишет в документах: «Значится без вести пропавшим». Родные после войны будут долго искать следы Владимира Рыжова в военных архивах, пытаясь выяснить, где же все-таки погиб их сын и брат. Узнав о дате вылета, с которого не вернулся, решат: своим самолетом молодой 20-летний летчик последний раз управлял в боях над Курской дугой. Но все эти годы Владимир Рыжов, оказывается, будет почти рядом с родным городом…
Письмо с неба
— Он закончил 10 «Б» класс пятой школы Калуги в 1940 году и поступил в Борисоглебское летное училище имени Чкалова, – рассказал племянник летчика Рыжова, тоже Владимир. Владимир Васильевич Гончар. – Через год началась война. Им присвоили звания младших лейтенантов и отправили на фронт. Сначала воевал в составе 23-го истребительского авиаполка, потом – в составе 813-го. Участвовал в обороне Москвы, бил фрицев на Сталинградском направлении, на Калининском фронте. Был ранен, когда десантировался на парашюте из подбитого самолета, лежал в госпитале.
… Владимир Васильевич Гончар был назван в честь брата своей матери, которого никогда не видел. И у двух Владимиров оказалось потом немало общего. Племянник тоже закончил школу № 5 Калуги, куда бегал на уроки из дома бабушки, где рос Владимир-старший. И видел ту перчатку, в которой летчик однажды сбросил своим родным письмо прямо с неба.
Эту удивительную для военного лихолетья историю рассказывают в школьном музее СОШ № 5, где бережно хранят память о своих выпускниках, воевавших на фронтах Великой Отечественной.
«После лечения в госпитале Владимир Рыжов вернулся в свой авиационный полк. Во время одного из вылетов он пролетал над Калугой. Владимир сделал несколько кругов над родным городом и сбросил на него свою перчатку с вложенным письмом. И оно дошло до родных! Летом 1943 года Рыжов участвовал в Курской битве и в течение дня 13 июля сделал восемь боевых вылетов. Девятый стал для него последним»,
– это отрывок из фильма, подготовленного учителями и учениками школы к 75-летию Победы и размещенного на Ютубе.
В нем тоже упоминается Курская дуга как место последнего боя Владимира Петровича Рыжова 1922 года рождения, уроженца д. Лапино Калужской (в годы Великой Отечественной войны Тульской) области. Но почему?
— Дело в том, что Орловская стратегическая наступательная операция, в которой, как теперь выяснилось, участвовал полк моего дяди, была проведена во время Курской битвы, – поясняет Владимир Гончар. – Отсюда, наверное, и путаница. Но мы много и долго искали какие-либо упоминания о погибшем родственнике. Мои дяди Виктор Петрович и Анатолий Петрович постоянно делали запросы в различные военкоматы, надеясь узнать о судьбе своего брата.
Ко всему прочему сейчас только выяснилось, что в документы закралась ошибка, и Владимир значился не как Рыжов, а как Рыжков. Может, оттого и не нашли.
Зато обнаружили место гибели летчика сибиряки. Всего в полутора сотнях километров от дома, где он жил и рос.
Будто запечатанный самолёт
Поисковый отряд «Память» оборонно-спортивного клуба «Десантник» из далекого города Стрежевой Томской области с 2011 года приезжает в Калужскую область. Работает в Ульяновском, Хвастовичском, Жиздринском районах, проводя в год две — три поисковые экспедиции.
Но в этот раз полным составом приехать помешала пандемия.
— Обычно среди нас много школьников от 12 до 17 лет, но в этом году из-за ковида смогли приехать только четверо взрослых, включая меня, – рассказывает руководитель клуба «Десантник» Марат Санаев. – Уже здесь, в Калужской области, к нам присоединились еще двое местных жителей, как и мы, бывшие воины-афганцы. И вшестером 18 августа мы нашли тот уникальный самолет у деревни Веснины Ульяновского района.
По словам Марата Тешабаевича, уникальность в том, что почти за 80 лет самолет не был растащен мародерами на металлолом, хотя в полутора километрах от места падения – три деревни. Наткнулись на боевую машину почти случайно. А начав раскопки, удивились еще больше.
— Летчик погиб еще в небе, это можно понять по отверстиям от пуль в кабине и обшивке, – поясняет Марат Санаев. – Самолет почти буравчиком ушел в землю, и хотя в баках было полно бензина и масла, по какой-то неведомой случайности бензобаки не взорвались при ударе о землю. Наоборот, самолет, все и всех, кто в нем находился, будто обволокло бензиново-масляной пленкой, а глинистая почва, в которую ушел самолет, окончательно его «запечатала». Чтобы понять, насколько глубоко машина оказалась в земле, скажу, что нижняя точка наших раскопок была в районе почти восьми метров.
В итоге, когда поисковики добрались до останков экипажа, они нашли в хорошей сохранности их личные вещи и документы. Это и планшет пилота, где Владимир Рыжов хранил свою красноармейскую книжку и билет члена ВКП (б), и носовой платок с вышитой буквой «В», и синюю пилотку, и запасной подшлемник, и погон с лейтенантскими звездочками.
Единственно, что уничтожили бензин и масло, – это письма родных, которые летчик всегда носил с собой.
Но хорошо сохранившиеся документы позволили прочитать имя погибшего, а обнаруженные на деталях номерные узлы самолета и мотора – установить, к какому воинскому формированию был приписан экипаж.
Чтобы помнили
Через Центральный архив Минобороны удалось найти сведения о матери летчика – Рыжовой Татьяне Афанасьевне, проживавшей в Калуге на улице Дзержинского, а затем сотрудники местного военкомата вышли на Владимира Васильевича Гончара, племянника погибшего, которому сейчас 71 год.
Перчатка, в которой навечно оставшийся 20-летним Володя Рыжов придумал подать весточку семье, до наших дней не сохранилась. Зато теперь в музее калужской школы, которую закончил юноша, будут хранить части его самолета. Машина, к слову, тоже была совсем «юной». Советский истребитель Ла-5 ФН был выпущен в Горьком в июне 1943 года, а всего через месяц «врос» в калужскую землю.
— У нашего отряда есть золотое правило: мы стараемся всегда участвовать в перезахоронении тех солдат и офицеров, имена которых нам удалось установить, – говорит руководитель сибирского клуба «Десантник» Марат Санаев. – Собираемся приехать и в Калугу, где 23 октября будет торжественно перезахоронен на Пятницком кладбище младший лейтенант Владимир Рыжов.
Тогда же поисковики передадут в музей пятой школы некоторые обломки его самолета, а Владимиру Гончару – документы. Чтобы помнили.
Наталья ТИМАШОВА.
Фото предоставлены ОСК «Десантник» (г. Стрежевой Томской области).