Владимир Басов: гениальный алкоголик, оставишийся на обочине счастья
Известный все алкоголизм знаменитого актера однажды спас его от неминуемой гибели, но разрушил все браки. Напился и остался жив
Окончив школу в 1941 году, юный Володя Басов уже метил поступать во ВГИК. Но коррективы в жизнь внесла война. Басов сразу же записался на фронт добровольцем.
И лишь в 1947 году поступил учиться на актера. В институте лопоухий и носатый Басов неожиданно влюблял в себя всех красавиц. Но выбрал он Розу Макагонову.
Они поженились, им даже выделили семейную комнату в общежитии. Но семейная жизнь не всегда доставляла радость супругам.
Несмотря на слухи о похождениях Басова, сам он был невероятно ревнив к своей жене. Плюс уже тогда, в молодые годы актер, как говорят, время от времени сильно злоупотреблял алкоголем.
Удивительно, но именно пьянство однажды спасло ему жизнь. В 1953 году Басов со своим партнером должен был отвести в Москву материал только что снятого фильма «Школа мужества». Но накануне отлета он напился так, что его не пустили на борт. А спустя несколько минут самолет разбился во время неудачного взлета.
Попытка счастья номер два
А семейная жизнь актера тем временем трещала по швам. Он пил, Роза боролась с этим. Но из-за стрессов у нее обострился давний недуг - туберкулез. И по этой, в том числе, причине, она так и не смогла подарить мужу детей.
А потом, как гром среди ясного неба – Басов бросил жену и ушел к актрисе Наталье Фатеевой. Потом последовал развод, и вот уже актер ведет свою новую любовь под веней.
Фатеева родила Басову сына Владимира, который потом тоже станет актером. Но по-настоящему хорошей женой и матерью она так и не стала. На первом месте для нее всегда была карьера.
Да и бороться с алкоголизмом мужа, как его первая супруга, она не стала. Брак продержался лишь три года, после чего сын Фатеевой и Басова оказался в интернате, а сама На талья закрутила роман с космонавтом Бори сом Егоровым.
Третья неудачная попытка
В третий раз Владимир Басов женился на актрисе Валентине Титовой, отбив ее у коллеги Вячеслава Шалевича. Они прожили вместе четырнадцать лет, у них родились сын Александр и дочь Елизавета.
Удивительно, когда они жили вместе, многие считали их благополучной семьей. Но после развода Титова вдруг на каждом углу принялась рассказывать про «ад, через который она прошла, живя с алкоголиком и тираном Басовым».
Возможно, что-то в ее рассказах было правдой, возможно, делалось это, чтобы суд оставил ей детей после развода. Однако, сын с дочерью остались с отцом.
После распада семьи, по слухам, бывшая жена Басова, Фатеева, предпринимала шаги по сближению. Однако, к тому времени у актера начались серьезные проблемы со здоровьем, и красотка достаточно оперативно предложила себя в качестве музы другому артисту.
Угасание
А здоровье Басова действительно становилось все хуже и хуже. И однажды с ним случился инсульт. Спасти его спасли. Но парализовало левую сторону. Нога медленно, но восстанавливалась. А рука, как рассказывал сын Саша, так и висела, словно плеть.
Но, несмотря на свое состояние, Басов продолжал работать. Закончил ранее начатый фильм, написал пару сценариев, начал снимать еще одну картину. Как выяснится, последнюю.
И это притом, что очень много времени приходилось проводить у врачей. Те пытались поставить его на ноги. И он сам верил, что восстановится. Он даже мысли не допускал, что его организм медленно умирает. Но очень боялся, что станет беспомощным и будет умирать долго и мучительно. Но Владимир Басов скончался внезапно.
Утром 17 сентября 1987-го пошел бриться в ванную, и упал без сознания. Второй инсульт. На этот раз врачи не вытащили. Замечательному артисту было шестьдесят четыре.
P.S. Режиссер Леонид Нечаев вспоминал, как Басов снимался в сказке «Про Красную Шапочку»: «Володя играл волка, и все время куда-то отбегал и на репетициях и на представлении. Оказалось, в раздевалке у него стояла калошница, а в ней припрятанный стакан, который коллеги по его просьбе периодически наполняли. Позже один врач скажет, что у него неизлечимая стадия алкоголизма, и его надо лечит в психушке, даже не взирая на его возможные обиды. Но в любом, даже в самом невменяемом состоянии он был гениальным, и любую роль мог отыграть на сто баллов».