Перспективы отношений РФ и ФРГ строятся на прочном торговом фундаменте
Действующий глава немецкого МИД ограничивает развитие отношений России и Германии, считает старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
Маас высказался об отношениях с РФ
Министр иностранных дел ФРГ Хайко Маас заявил, что Берлин заинтересован в хороших или хотя бы «разумных» отношениях с Москвой, и подтвердил, что российско-немецкие контакты не будут заморожены из-за инцидента с Навальным.
Германия является страной, живущей торговлей и научным обменом, поэтому Берлин желает поддерживать добрые взаимоотношения со всеми соседями. Они должны быть основаны на четких правилах и взаимном уважении.
На отношения России и Германии негативное влияние оказывают единая западная политика и антироссийские санкции, но торговый обмен вместе с финансовой составляющей продолжает развиваться из года в год.
Показательной является ремарка президента РФ Владимира Путина, сделанная несколько лет назад на одном из совместных форумов. Российский лидер тогда заметил, что в неважном состоянии находятся только политические отношения.
Однако, в немецких СМИ идет постоянная антироссийская пропаганда, главными событиями числятся протесты в Белоруссии, отравление блогера Навального, ситуация в Нагорном Карабахе и «российский след», который прописывается везде.
Такое освещение создает соответствующие настроения в немецком обществе по российскому направлению.
Политика Берлина нервирует немецкий бизнес
В 2019 году российско-немецкий торгово-экономический оборот составил 53,161 млрд долларов и уменьшился на 10,81% по сравнению с 2018 годом. Российский экспорт в Германию составил 28,049 млрд долларов, уменьшившись на 17,73%.
Импорт из Германии в Россию был осуществлен на 25,111 млрд долларов, он уменьшился на 1,56% по сравнению с предыдущим годом.
Основой российского экспорта являются минеральные продукты – они составляют 84,16% от объема, металлы и изделия из них – 5,57%. Немцы поставляют в Россию машины, оборудование, транспортные средства и химическую продукцию.
Перед нами классический обмен сырья на механизмы, выгодный обоим государствам.
Еще в России расположено большое число немецких производств. Тезис нулевых годов – «российское сырье в обмен на немецкие технологии», определяет наши отношения, но процесс сдерживается политической надстройкой, которую представляет Маас.
«Развитие торгово-экономических отношений с Германией сдерживается санкционной системой. Тот немецкий бизнес, который вовлечен в торговлю с Россией, постоянно обращается к правительству ФРГ с призывами привести санкционную политику в соответствие с реальным состоянием дела, а не химерами, присутствующими в головах берлинских деятелей», - заключает Оленченко.
Антироссийскую тему в Германии педалирует часть консерваторов и партия «Зеленых», связанная с политической элитой США, в частности с Мадлен Олбрайт, которая была государственным секретарем США в период бомбардировок Югославии.
«Надо на эти процессы смотреть в комплексе и наблюдать за тем, что происходит в элите ФРГ», - констатирует Оленченко.
Маас строит большую политическую карьеру
Если брать Мааса, то он не лучшим образом оценивается в Москве. Маас представляет СДПГ, но для России он менее удобен, что его партийные предшественники на министерском посту – Франк-Вальтер Штайнмайер и Зигмар Габриэль.
Маас оказывает воздействие на контур отношений РФ и ФРГ, и этот эффект носит негативный характер.
Расцвета российско-германские отношения достигли при канцлере Герхарде Шредере, который после ухода из власти активно сотрудничает с Россией. Он председатель комитета акционеров Nord Stream AG, председатель совета директоров «Роснефти» и иностранный член Российской академии наук, но его влияние на официальный Берлин невелико.
«Никто не отменял принцип роли личности в истории, а Маас на данном этапе является генератором конфликтности и конфронтации с Россией. На словах он пытается убедить, что является сторонником и радетелем развития российско-германских отношений, но он представляет для них раздражитель и препятствие», - резюмирует Оленченко.
Деятельность Мааса не означает слом отношений РФ и Германии или потерю тенденций их развития, но она вносит негативный колорит в этот процесс. Главный вопрос заключается в мотивах такой политики главы МИД ФРГ.
«Маас пытается оказывать давление на Россию и считает, что наша страна должна приспосабливаться к тем стандартам и стимулам, которые генерирует Берлин. Если посмотреть на содержание и стилистику сайта МИД ФРГ, то можно увидеть у Мааса манию величия – он говорит, что делать Трампу и Байдену, что делать России, что делать Турции», - заключает Оленченко.
Нет такой страны, с которой Германия ведет отношения, и которой Маас бы что-то не порекомендовал
«Маас считает, что все знает и все умеет, вплоть до того, как организовать Совет безопасности ООН. Нельзя рассматривать деятельность Мааса изолированно по отношению к России. Он стремится подмять Францию и принижает авторитет Макрона – есть предположения, что Маас пытается выстроить собственную политическую линию», - констатирует Оленченко.
Данная линия направлена на повышение политического статуса Мааса в Германии. Меркель уходит, а ее возможные преемники ослабли, и на этом фоне могли проснуться большие политические амбиции у Мааса.