Антонин Раменский и черный обелиск
На фронте приходится довольно тяжело:
под открытым небом, отдаваясь воле
дождей и ветров и слабо прикрывшись
от снарядов и пуль.
Грацинский
Кажется в начале 70-х гг., в доме Антонина Аркадьевича появился новый поклонник – пожилой, если не сказать престарелый, инженер Сергей Михайлович Дмитриевский. Пенсионер, искавший осмысленности нового своего существования, вне ежедневной занятости обычными профессиональными обязанностями. Дмитриевского к Раменскому привлекли два обстоятельства – увлеченность проблемными сторонами творчества и жизни Пушкина и родство А.А. с пермским директором народных училищ, ибо С.М. был младшим сыном директора Пермского Алексеевского реального училища М.М. Дмитриевского и внуком первого директора Пермской классической гимназии И.Ф. Грацинского. Если Грацинский, сорок лет стоявший во главе гимназии, умер за три года до приезда А.П. Раменского в Пермь, то Дмитриевский возглавлял реальное училище до 1907 г. и достаточно регулярно общался с Раменским по разным делам организации образования в Прикамье. «И выходит, что этой дружбе около века: теперь ее продолжают потомки» – писал по этому поводу А.Г. Никитин, встретив Дмитриевского в квартире А.А.
А.А. про семейство Дмитриевских, похоже, ничего особо не знал, С.М. же вдохновленный работами Никитина, отнесся к рассказам А.А. с полным доверием и стал лет на десять его верным поклонником и посредником в отношениях с лицами и организациями, к коим Раменский имел интерес.
Дмитриевский имел склонность к обобщению прожитого, написанию истории своей семьи, примером чему служит альбом, хранящийся в пермском краеведческом музее и подаренный С.М. кому-то из своих пермских родственников летом 1970 г. Декларированное содержание альбома представляет собой план детального описания всех поколений семьи Дмитриевских и Грацинских в XX веке, однако, фактически, автор ограничился только кратким очерком о своем отце, включающем, впрочем, сведения и о его жене и детях. Т.о. С.М. планировал, но не реализовал хронику своей семьи, подобную той которую в цитатах презентовал А.А. о семье Раменских. По тексту альбома Дмитриевского видно, что он не склонен был к выдумкам на счет своих предков ибо ему и так было о чем писать.
Вдохновленный рассказами А.А., Дмитриевский составил для него в 1977 г. машинописную работу «География пятивековой просветительской династии Раменских», призванную легализовать домыслы Раменского о своем предке – ученом болгарине Андриане – открывшем будто бы в 1479 г. школу в Москве. Работа, наряду с прочими «документами» А.А. на ту же тему, должна была, видимо, способствовать проведению нового юбилея «учительской династии Раменских» в 1979 г., подобного мологинскому юбилею 1963 г., но, в этом смысле, цели не достигла. Будучи позднее передана, кажется, в Тверской краеведческий музей, это работа С.М. время от времени вдохновляет пожилых местных краеведов.
Поручения А.А. удавались Дмитриевскому не особо ...