Перемирие в Нагорном Карабахе трещит по швам
Перемирие в Нагорном Карабахе провалено. Иначе и быть не могло. Ведь по крайней мере одна из сторон конфликта отнюдь не горит желанием сохранить тот шаткое равновесие, которое существовало в регионе без малого три десятилетия
Как известно, на днях в Москве прошли переговоры министров иностранных дел России, Армении Азербайджана Сергея Лаврова, Зограба Мнацаканяна и Джейхуна Байрамова по ситуации в Нагорном Карабахе. Их пригласил на встречу Владимир Путин, призвав участников конфликта прекратить военные действия, чтобы провести обмен пленными и телами погибших. Но уже в момент переговоров стало понятно, что так войну не остановить. Ведь президент Азербайджана Ильхам Алиев предельно откровенно и четко поставил задачу: изменить существовавший вокруг Карабаха статус-кво. По Алиеву компромисс в этой ситуации может быть только один: Ереван выводит войска из региона, выполняя резолюцию ООН.
При этом Алиев убежден (и многие с ним согласятся), что пистолет без доброго слова эффективней всех остальных вариантов. «Около 30 лет велись переговоры. Был сдвиг? Нам вернули хотя бы сантиметр наших земель? <…> Нет», — пояснил он. По словам азербайджанского лидера, вопрос решается «именно военным путем», а «затем политическим». В общем, Баку решил “принудить агрессора к миру” и будет реализовывать поставленную задачу до тех пор, пока хватит сил и средств. И судя по всему, этих сил и средств у Азербайджана больше, чем у Армении.
Война заканчивается, когда Азербайджан решит, что достиг своей цели. По факту это означает захват всего Нагорного Карабаха и семи прилегающих к нему районов, так называемого “пояса безопасности”, без которого поддержка Арменией своих соплеменников в Нагорном Карабахе просто не могла бы состояться.
Для современного Азербайджана возвращение буферных территорий является национальной идеей, вопросом международного престижа. Если бы это удалось, для президента Алиева это был бы большой политический успех. Изменение существовавшего десятки лет статуса-кво означает политический крах Пашиняна. Для Еревана согласится на условия Баку, это встать на колени в прямом и переносном смысле этого слова. А в довесок к позору получить дестабилизацию внутриполитической ситуации. Поскольку ясно, что многие армяне как на родине, так и в диаспорах, такого Еревану не простят.
По большому счету это война не за какие-то территории, а за чувство собственного достоинства, за национальную идентичность. И раз это так, то она очень скоро может стать тотальной. При этом, если Алиев добьется действительно существенных успехов, армянам придется поджечь нефтяные месторождения и ударить по экспортным трубопроводам. Пока без этого как-то обходятся, но в случае заметного успеха азербайджанских войск никто не будет жалеть никого и ничего.
С другой стороны, хотя ресурсов у Баку значительно больше, нежели у Еревана, но и они не безграничны. Азербайджан просто не сможет воевать слишком долго, даже несмотря на поддержку Анкары. Потери в живой силе и технике надо как-то восполнять. Боеприпасы нуждаются в пополнении. Война на самом деле очень дорогое удовольствие. Недаром по-настоящему её могут позволить себе только избранные государства.
На данный момент азербайджанские военные заняли ряд населённых пунктов. Но как таковой блицкриг не удался. Армяне ожесточенно сопротивляются. Война переходит в позиционную фазу, в некотором смысле становится “окопной”. Для победы на тяжелой местности Алиеву необходимо не просто превосходство, а полное доминирование на земле и в воздухе, а этого как раз и нет.
Рано или поздно, у азербайджанских военных закончится наступательный порыв. И в Баку будут вынуждены признать, что вернуть все буферные территории под свой контроль лишь грубой силой — слишком затратная задача. И только тогда имеет смысл вновь попытаться призвать к миру. Для армян важно продержаться до этого момента, который может наступить ещё не скоро. И опираться они должны на собственные силы. Поскольку России не с руки ссориться с Азербайджаном.
Дело в том, что, в отличие от Грузии или Украины, Азербайджан не был враждебным России государством, его власти никогда не ставили антироссийскую риторику во главу угла внешней и внутренней политики, никогда не называли Россию источником всех бед. В Баку всегда признавали плюсы двухсотлетнего сосуществования азербайджанского народа с российским — и формате империи Романовых, и в формате Советского Союза. Азербайджан разделяет с Россией трактовку истории Второй мировой и роли СССР в ней, чтит своих героев войны, празднует День Победы. В общем, как выразился один из экспертов, России не за что наказывать Азербайджан.
Отсюда вытекает, что Москва до поры до времени не будет вмешиваться в конфликт. А потом вновь попытается усадить стороны за стол переговоров. Важно, чтобы, по мнению экспертов, за этим столом не сидели турки. Ведь именно они продавили нынешнюю военную авантюру. Мотивация Анкары проста — создать кризис на границе с Россией, чтобы использовать его в торговле вокруг Сирии и Ливии. Или оставить на потом, как долгосрочный инструмент давления. Но вряд ли Россия согласится участвовать в этой игре. Поскольку если в Москве поддадутся на этот шантаж, кризисы вспыхнут вдоль всех российских границ.
Обязательно подписывайтесь на наши каналы, чтобы всегда быть в курсе самых интересных новостей News-Front|Яндекс Дзен, а также Телеграм-канал FRONTовые заметки