Как «лечат» от COVID-19 в Подмосковье и неделями передерживают на карантине
Репортаж о том, как в Подмосковье «спасают» людей от коронавируса, чем и как «лечат» записанных в «бессимптомники», как «оперативно» готовятся тесты, о работе «горячих линий» помощи Московской области, ну и коротко об официальных рапортах и реальной работе Минздрава…
Совсем не симптомы
Вторая волна пандемии COVID-19 пошла по миру. С первой волной Россия справилась вполне успешно, по сравнению со многими странами. И со второй волной вроде как справляется, по крайней мере так регулярно рапортуют различные чиновники из телевизора. Пандемия не обошла стороной и сотрудников редакции «Время МСК» (семью главного редактора), так что статья на собственном опыте.
В последних числах сентября появились первые симптомы простуды – в виде насморка, кашля (сначала не сильного, легко контролируемого). На следующий день заложило уши, начала слегка побаливать голова. А еще через день начало ломить мышцы (почти как после силовой тренировки), в основном – спина и поясница. Боль в мышцах легко убралась с помощью горчичников (может, просто совпало, но уважение к горчичникам появилось). Температуры – нет. На всякий случай сходили в свою поликлинику в Обухово и сдали ПЦР-мазок. Через три дня пришел ответ – анализ COVID-19 «положительный».
После подтвержденного результата, в понедельник, позвонили из поликлиники. Через пару часов пришла врач в «уханьке» (скафандр от COVID-19 – Ред.), справилась о самочувствии, послушала легкие, измерила пульсоксиметром кислород в крови и вручила клочок бумажки с написанными от руки двумя названиями лекарств – не рецепт, просто рекомендация.
В итоге – есть неприятное состояние, не при смерти, конечно, но простуда – есть простуда. Из телевизора постоянно вещают о жуткой опасности. Диагноз – подтвержден. И никаких лекарств для нас не предусмотрено. Только рекомендация приобрести некоторые препараты. Правда, как мы должны были их купить – не очень понятно, ведь карантин уже стартовал (из дома – ни на шаг). При этом ни одному члену семьи не вручили никаких официальных документов об изоляции – кто-то, видимо, забыл…
О лекарствах попытались выяснить…
Оказывается, каждому больному коронавирусом на домашнем лечении должны выдавать препараты по ОМС, то есть – бесплатно, и даже есть целый утвержденный список. Как сказала вице-премьер правительства России Татьяна Голикова на одном из совещаний, только с марта по июнь на лечение людей было выделено порядка 40 млрд. руб., в том числе, и на лекарства. Деньги уже разошлись по регионам и успешно освоены, продолжают выделяться новые средства...
Еще раз позвонили в свою поликлинику. Ответ врача: «Единственный препарат, который на данный момент находится в доступе в нашей поликлинике, – это капли в нос. Других препаратов у нас нет, ни противовирусных – никаких» (капли в нос принесли через неделю карантина). Кроме этого, оказалось, что мы записаны в «бессимптомные» больные, состояние пока не ухудшается, значит, и лечить, видимо, не надо. Пейте больше жидкости – «организм должен справиться сам».
То есть бюджет России выделил деньги. В Подмосковье, как и в другие регионы, они пошли, лекарства как бы закуплены, но больницы ими не обеспечены (хранятся на каком-то складе или разошлись по аптекам? – Ред.). В результате обязательный список препаратов по ОМС для лечения ковид-больных остался просто списком на бумаге.
Обзвонили «горячие линии», а именно, широко разрекламированные телефоны Подмосковья – 8-800-550-50-30; +7-498-602-03-01; +7-496-265-25-01. Обзвон поверг в ступор. Два номера не отвечали вообще, по третьему сообщили, что помочь нам ничем не могут.
Попробовали получить разъяснения в Минздраве. Редакция с официальными запросами обратилась в пресс-службы, как Минздрава России, так и в Минздрав Московской области.
Вопросы в Минздрав: 1. При выявлении коронавируса в Подмосковье, людей сразу закрывают на самоизоляцию, но при этом не выдают никаких лекарств. Как людям быть в данной ситуации? 2. Куда звонить (горячие линии не отвечают, информации никакой не предоставляют)? 3. Как вообще должно проходить лечение человека с обнаруженным (подтвержденным) диагнозом COVID-19? 4. Лекарства должны предоставляться по ОМС? 5. Врачи в Подмосковье только рекомендуют купить некие лекарства, но сами ничего не выдают. В какие сроки должны предоставляться лекарства для лечения от коронавируса? 6. Кто их должен доставить больному, который не может выйти из дома?
Озвученные телефоны «горячих линий» 8 800 550-50-30; 7 (498) 602 03 01; 8 496 265 25 01 – либо не отвечают; либо сообщают – что не могут помочь ничем, переключая зачем-то на МФЦ; или сообщают, что данный номер не может ответить. Когда Минздрав МО наладит действительно работающую систему обратной связи для больных коронавирусом?
Подтверждения принятия нашего запроса в центральном аппарате Минздрава получить не удалось, их телефоны не отвечали. А вот пресс-служба Минздрава Подмосковья повела себя странно. Представитель этого ведомства сообщила, что на запрос ответят в установленный срок, а пришел ли вообще запрос – когда будет нужно, тогда и проверим. Видимо, «нужно», до сих пор не наступило…
С тех пор прошли уже три (!) недели. Мы успели проболеть, выздороветь, выписаться. Но ни одно из вышеуказанных ведомств ответить так и не соизволило.
Однако, 17 октября на сайте Минздрава РФ появился релиз, о том, что вся Россия в полном объеме буквально завалена необходимыми лекарствами:
Рапорт Минздрава
Система маркировки не фиксирует дефицита противовирусных препаратов Материал опубликован 17 октября 2020 в 19:31.
Обновлен 17 октября 2020 в 19:32.
На фоне пандемии COVID-2019 Минздрав ведет постоянный мониторинг в системе маркировки наличия противовирусных, жаропонижающих, антибактериальных препаратов, в том числе используемых для лечения новой коронавирусной инфекции. В ряде регионов наблюдается ажиотажный спрос в аптечных организациях. Лечебные учреждения дефицита препаратов не испытывают.
Так, по данным системы мониторинга на 8 октября (середина нашего карантина – Ред.), только в обороте находилось около 290 тыс. упаковок маркированных препаратов с действующим веществом фавипиравир, 730 тыс. – лопинавир+ритонавир, 9,2 млн. – азитромицин, 8,7 млн. – умифеновир (произведенные объемы – больше). Производители данных препаратов – как российские, так и зарубежные. Достаточный объем также имеется на складах – как маркированного товара, так и немаркированного.
Министерство здравоохранения, Росздравнадзор и оператор системы маркировки (в рамках своей компетенции) оперативно реагируют на обращения участников оборота и пациентов с тем, чтобы обеспечить стабильность лекарственного обеспечения.
О какой «оперативной реакции Минздрава на обращения пациентов» рапортует ведомство – не понятно.
Ведь ни помощи, ни хотя бы просто информации, во время болезни нам получить не удалось ни в качестве пациентов, ни в качестве СМИ по официальным запросам.
Организм тем временем понял слова врачей буквально: «Лекарств не будет. Никто не поможет.
Я смогу…». К концу недели, чихнув и кашлянув напоследок – выздоровел.
Для выписки с карантина требуется два подряд мазка с «отрицательным» на ковид результатом. Позвонили в поликлинику, описали состояние, медсестра приехала за первым. Ждем результат: день, два, три... На четвертый день сдаем второй контрольный мазок. И продолжаем ждать результат уже двух анализов. На шестой день ожидания приходит первый «отрицательный». А вот второй анализ, как и выписку пришлось выбивать с боем. Для этого потребовался звонок в лабораторию, где в разговоре с и. о. главного врача Королевской больницы выяснилось, что тест был готов еще три дня назад, но его просто не внесли в электронную базу.
В процессе выписки оказалось, что лабораторий, делающих сам анализ на COVID-19 для Подмосковья, всего три: в Мытищах, Королеве и ЦМД (Москва). При увеличении количества тестов во время второй волны, по словам медиков, лаборатории не справляются, несмотря на то, что работают в режиме 24/7.
Из-за этого уже выздоровевшие люди, вынуждены лишние дни-недели сидеть на карантине. Мы в итоге просидели – 16 дней, при том, что первый «отрицательный» результат был сдан уже на четвертый день карантина.
По данным на 20 октября, по России выявлено 16 319 зараженных COVID-19, из них примерно 13 000 человек (80% по минимальной оценке медиков), попадают в разряд «бессимптомных» и уходят на обязательный карантин. Из-за отсутствия лекарств в поликлиниках, они выздоравливают на день-два-неделю дольше. А медленно обрабатываемые тесты, задерживают выход с карантина – минимум еще на неделю, а то и больше.
В итоге, люди на лишние недели выпадают из экономики страны. В масштабах всей России таких «выпавших» – под 100 тыс. еженедельно. О «бессимптомниках» просто забывают, они попадают в сухой процент статистики при отчетах первому лицу государства. О том, что людей на самом деле никто не лечит, о том, что выздоровевшие лишние недели сидят по домам, в этих отчетах не упоминается. Насколько это сильный удар по экономике страны – вопрос открытый…
Такое впечатление, что лекарствами себя обеспечила только Москва, там, действительно, лечат, следят за заболевшими, а деньги, выделенные на ковидных больных, тратятся по назначению.
Куда растворяются деньги, выделенные Подмосковью, да и некоторым другим регионам, неизвестно. При этом Минздрав продолжает рапортовать об оперативной помощи каждому заразившемуся COVID-19 и полной обеспеченности всем необходимым.