Под колпаком: Microsoft изучает наших детей
С ошибки №502 начались уроки московских старшеклассников. Microsoft Teams не открывалась ни в браузере, ни в отдельном приложении. А между тем именно эта программа стала единственной платформой для командной работы, которая используется в "Московской электронной школе". Ещё весной этого года в первую волну школы тестировали разные системы видео-конференц-связи, но к осени осталась только одна. То есть Microsoft Teams безальтернативно "зашили" в программное обеспечение самого востребованного образовательного портала столицы. И одно дело, если бы всё было хорошо и гладко. Но родители школьников говорят об обратном.
– В родительских чатах паника, волнуются и переживают все, – рассказывает житель Москвы, мама двоих детей Анна Силантьева, – родители, которые тратят порой по полчаса, чтобы подключиться, учителя, которые оправдываются непонятно за что, так как они ни в чём не виноваты. Они звонят в техподдержку, но в силу того, что эта проблема повсеместная, порой даже после долгих попыток не удаётся начать урок. Дальнейшие перспективы пугают, потому что многие родители уже обратили внимание на снижение успеваемости своих детей. На бумаге всё хорошо, но по факту никакого образования наши дети не получают.
И вот тут возникает мысль: а где российские платформы? Почему мы ими не пользуемся? Возможно, тоже шероховатости бы были, но по крайней мере это было бы наше программное обеспечение и деньги (немалые деньги) уходили бы нашим разработчикам, а не за рубеж. Программу "Социальный мониторинг" прописали же как-то на коленке, – бюджет выделили, быстренько приложение выпустили. Но тут речь о слежении за москвичами, да и штрафами всё это дело компенсируется, а в данном случае речь идёт об образовании – не будешь же учительницу русского языка и литературы МарьИвановну штрафовать… Но тут приходит в голову вторая мысль: в чём в чём, а в сфере IT мы крутые. Наших разработчиков на Западе с руками-ногами отрывают. Да точно альтернатива есть! И тут в точку. Не просто альтернатива есть, а много альтернатив, да и ещё российские разработчики в пандемию коронавируса предлагают ими пользоваться совершенно бесплатно. Без денег за ПО и без абонентской платы.
– Это платформа Videomost, платформа TrueConf, платформа Mind, платформа Авентео, мы с вами знаем продукты "Яндекс. Телемост", "Видеозвонки Mail.ru", – перечисляет исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов Ренат Лашин. – Всё это решения для видео-конференц-связи, которые предоставляются нашими разработчиками. Более того, на период пандемии такие решения предоставлялись и продолжают предоставляться бесплатно рядом компаний. Поэтому принуждение к использованию зарубежного продукта Microsoft Teams, которое осуществляет Департамент информационных технологий, заставляя учителей и школьников работать только в этом продукте, выглядит достаточно странным. Коллеги настойчиво продолжают пользоваться иностранными решениями, продолжают тратить на них деньги, обучать учителей и школьников работе с иностранными продуктами. Нам этого не понять.
Департамент информационных технологий принуждает учителей и школьников к использованию зарубежного продукта Microsoft Teams. Фото: Valentin Wolf / Globallookpress
По словам Рената Лашина, наши платформы мирового класса ничем не уступают Microsoft Teams, которые лагают. Но наши чиновники, и в данном случае московская мэрия, а, если совсем точно, Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ) игнорируют продукты отечественных разработчиков.
– Это результат давних и очень плотных связей Microsoft с чиновниками, – уверен IT-эксперт, предприниматель в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения Игорь Ашманов. – Проще говоря, лоббирование. Иногда это взятки, иногда это взаимное почёсывание друг другу спинки. Там настолько всё проросло друг в друга, что никакие госзакупки эту связь выявить не могут, потому что там благодарность чиновнику, купившему через десятые руки, поступает, потому что они за долгие годы научились доверять друг другу. Это довольно трудно всё расковыривать.
Найти подтверждение тесным отношениям лоббистов Microsoft и российских госслужащих непросто, но можно изучить госконтракты. Весной этого года Департаментом города Москвы по конкурентной политике, который является в данном случае уполномоченным органом, а заказчиком выступает Департамент информационных технологий города Москвы, был размещён заказ по поставке серверного и прикладного программного обеспечения на сумму 89 миллионов рублей с небольшим. Торги прошли успешно, была предложена даже меньшая цена – 87 миллионов 700 тысяч рублей. А победителем стала "Южная Софт-верная компания". За эти деньги поставщик обязуется предоставить товар в объёме нескольких десятков единиц – в большинстве своём это лицензия на программное обеспечение американской компании Microsoft. Кто-то скажет – 87 миллионов, ерунда, так, семечки полузгать чиновникам. Действительно, но таких контрактов в сфере образования сотни. А зарубежное программное обеспечение заказывают не только в образовании, а практически все ведомства и компании.
Взять, например, Сбер (организация с госучастием, на минуточку). Он выделил на закупку ПО Microsoft и сопутствующие услуги 6 миллиардов 400 миллионов рублей. Уже не семечки, да? Эта сумма фигурирует в качестве начальной максимальной цены договора в тематическом тендере банка. Он был объявлен 28 сентября текущего года в формате адресного запроса котировок – то есть с ограниченным числом участников. Претендовать на деньги госзаказчика смогут только те компании, которые получат персональное приглашение от оператора торговой площадки Сбербанка. Ещё одной примечательной особенностью закупки является тот факт, что техзадание в публичном доступе не представлено. По документам можно лишь заключить, что банку требуется три различных типа софта, а услуги заключаются в предоставлении возможности использовать виртуальные вычислительные ресурсы Azure. Речь идёт об облачной платформе Microsoft для разработки приложений и хранения данных в распределенных ЦОДах (центры обработки данных).
Найти подтверждение тесным отношениям лоббистов Microsoft и российских госслужащих непросто, но можно изучить госконтракты. Фото: Aldeca Productions / Shutterstock.com
– Ну что там, подумаешь, Microsoft получит какие-то 20 млн долларов с российского рынка, – иронизирует руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. – Ну что нам, жалко что ли? Мы – богатая страна. А между тем это консервация ущербности. Мы играем по этим правилам. Российские IT-шники стучат копытами в надежде заместить что-нибудь у Microsoft, потому что это бизнес. Но Microsoft занимает позицию монополиста на нашем рынке.
Российское законодательство не запрещает закупать иностранный софт, но при этом в обязательном порядке требуется предоставить обоснование, почему тот же Сбер или Департамент информационных технологий Москвы купили Microsoft office, а не, например, отечественный "Мой офис", который производит компания "Новые облачные технологии". Впрочем, проблем с обоснованием, как правило, не возникает.
– Обоснования эти, собственно, чиновникам пишут маркетинговые или юридические отделы того же Microsoft, – рассказывает IT-эксперт, предприниматель в сфере информационных технологий, искусственного интеллекта, разработки программного обеспечения Игорь Ашманов, – потому что самим чиновникам трудно написать длинный обстоятельный документ, а на тендер сразу приносится обоснование.
Миллиардные контракты, взаимные почёсывания спинки и грамотно составленные обоснования – это одно. Есть ещё один немаловажный аспект, пожалуй, даже самый важный. Это наши персональные данные, которыми уже владеет американская корпорация, а, по сути, наш геополитический партнёр Соединённые Штаты. Кто-то махнёт рукой и скажет: да зачем США данные наших школьников. Но эксперты отрасли убеждают: та информация, которую можно получить через Microsoft Teams, Zoom и другие западные платформы, имеет большую ценность.
– Важна не случайная криминальная утечка, а систематическая утечка производителя, который сам может анализировать данные, который точно совершенно отдаёт их своим спецслужбам, потому что у них есть акт о свободе так называемый, который на самом деле акт о несвободе, – он так назван, потому что крупные сервисы обязаны отдавать данные в АНБ, – продолжает Игорь Ашманов. – И там, в США периодически идёт борьба за защиту персональных данных граждан США, но уж никто точно не защищает данные московских школьников. Данные о молодёжи, на самом деле, являются очень ценными. Это способ понимать их ум и настроение и "перепрошивать" их в дальнейшем. А потом мы будем удивляться, а почему это у нас стрельба в школах или растёт количество деструктивных групп.
– Мы с вами понимаем, что централизованное использование Microsoft – это передача данных персональных, это размещение образовательного контента в зарубежном решении, это обучение работе учителей и школьников только с зарубежным продуктом, – соглашается исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов Ренат Лашин. – Мы с вами видим ситуацию подсаживания наших граждан на работу на зарубежном продукте.
С утечками у американского гиганта Microsoft тоже не всё хорошо. Точнее, очень нехорошо. С началом пандемии в адрес Zoom посыпалась критика – эксперты по кибербезопасности обнаружили, что коды конференций (так называемые Meeting ID) не защищены шифрованием. Из-за уязвимости сервиса от его услуг отказались SpaceX, Apple, Google, NASA, Пентагон и Сенат США. Сами американцы отказались!! А нам нормально, мы используем.
– Мы с вами, наши граждане, которые работают с департаментом информационных технологий Москвы, как бы отдаём наши данные на блюдечке Microsoft, – продолжает Ренат Лашин. – А это более миллиона сведений об учителях, учениках. Просто отдаём разработчику зарубежного решения той страны, которая вводит в отношении нас санкции, между прочим.
Благодаря грамотно выстроенному лобби, в том числе на российском рынке, Zoom и другие коммуникационные платформы получают астрономическую прибыль. За полгода Zoom взлетел на 367%! Выручка Zoom в первом полугодии достигла 663 миллионов долларов, а чистая прибыль увеличилась до 186 миллионов в американской валюте. Всем хорошо: американским компаниям, нашим чиновникам, только людям не очень. Дети из-за постоянных лагов и сбоев лишаются качественного образования, родители приобретают новые седые волосы, а нашими данными, которыми владеют там, за океаном, ещё Бог знает, как воспользуются. Маленькие камеры в телефонах, ноутбуках и персональных компьютерах стали окнами в нашу жизнь. Приватную в том числе.