Переходим на наличные? Греф решил озолотиться на личных данных
С каждым днём становится очевиднее тот факт, что нас всё больше и дальше затаскивают в цифровой концлагерь. Наши с вами личные данные становятся "новой нефтью", которая будет монетизирована отдельными группами влияния во власти и бизнесе.
Юрий Пронько
Чиновники и олигархи уже не скрывают того факта, что намерены не просто поселить нас в цифровой концлагерь, а ещё и торговать нашими личными данными. В Сбере уже в открытую заявили, что будут продавать бизнесу и органам власти информацию о передвижениях и тратах российских граждан.
Сервис геоаналитики на недавно запущенной платформе "СберАналитика" заточен на анализ наших личных транзакций и сопоставление их с информацией о физическом расположении торговых объектов. То есть любая наша оплата становится достоянием команды Грефа, которая намерена торговать этой информацией. В Сбере, правда, обещают, что вся информация будет обезличенной.
Но лично я сильно сомневаюсь в этом. Как бы чиновники, олигархи и иные дельцы ни пытались нас убедить в том, что обезличенные данные – это не личные данные, это, мягко говоря, не совсем так. Даже обезличенные данные можно превратить в кэш. Это продемонстрировала недавняя утечка номеров паспортов участников электронного голосования: их было несложно сверить по другим пиратским базам данных, которые были слиты из тех же госорганов, и составить полный портрет человека со СНИЛС, ИНН, кредитной историей и компаниями, зарегистрированными на его имя.
Кроме того, как обещают в окружении Грефа, информацию можно будет использовать также для контроля миграционных потоков в крупных городах. Сбер уже получил запросы от региональных и муниципальных властей на эту тему. И здесь возникает один, но очень важный вопрос: если можно отследить мигрантов, то кто сказал, что подобную слежку Греф не устроит каждому из нас? Отдельную систему, но с аналогичными целями разрабатывает и мэрия Москвы. Чиновники готовы потратить 155 млн рублей из денег налогоплательщиков на систему мониторинга, которая через Wi-Fi и Bluetooth будет собирать MAC-адреса пользовательских устройств и отслеживать по ним передвижение людей. Чиновники также обещают, что данные должны оставаться обезличенными.
Должны, но не обязаны – так говорит русский народ. Сегодня же стало известно, что участники рынка больших данных (big data) желают интегрировать экосистемы частного бизнеса с государственными информационными системами и готовы даже заплатить за доступ к данным властей. Лично меня подобные новости крайне настораживают. Причина этого беспокойства очень серьёзная – резко возрастут риски утечки конфиденциальной информации, которой может воспользоваться криминал. И никто не сможет нам гарантировать, что наши данные не уйдут на сторону. Более того, торговля данными в обозримой перспективе может быть введена в правовое поле, где, правда, нас с вами никто не спросит – желаем мы или нет, чтобы информация о нас стала доступна третьим лицам? Удивляет тот факт, что Министерство цифровизации уже одобрило эту инициативу и планирует создать государственную "фабрику данных", с помощью которой бизнес сможет быстро получать доступ к информации.
По оценке iKS-Consulting, в 2019 году объём рынка геоаналитики в России превысил 800 млн рублей (+30% год к году). Основными потребителями этих данных являются органы власти, банкиры и ретейлеры. Более 80% рынка по выручке контролируют мобильные операторы. Сбер через два года намерен занять 10% рынка. Преимущество Грефа в том, что он будет отслеживать не просто нахождение каждого из нас в квадрате, но и наши фактические траты.
К сожалению, происходящее говорит о том, что мы с вами уже живём в цифровом концлагере, а слежка за населением, за нашими данными, расходами, передвижением становится тотальной. Есть ли хоть какая-то возможность отключить внимание тех, кто пытается нас поставить в цифровое стойло? Ответ – положительный. Например, можно отключать Wi-Fi и Bluetooth на смартфоне, когда он не нужен. Или не платить в терминалах Сбербанка, чтобы не попасть в базу Грефа. В конце концов, производить свои траты в наличной форме. Одним словом, минимизировать своё присутствие в информационном стойле, куда прогресс нас завёл. Выйти из стойла и вновь стать личностью, а не мартышкой для экспериментов дельцов, которые возомнили себя новыми вершителями мира.