Николай Бурляев: «Он сказал то, что продиктовали ему Господь и сердце русского офицера»
Состоялась премьера фильма «Отменивший войну» о герое событий октября 1993-го.
В рамках XI Славянского форума искусств «Золотого Витязя», посвященного 75-летию Великой Победы, в Доме кино состоялась премьера документального фильма Николая Бурляева и Дмитрия Чернецова «Отменивший войну», удостоенного главных наград XVI Международного благотворительного кинофестиваля «Лучезарный ангел», XXIX Международного Кинофорума «Золотой Витязь» и МКФ «Вечевой колокол».
Картина посвящена трагическим событиям 3-4 октября 1993 года в Москве. На премьере присутствовали главный герой фильма, полковник отряда Группы «Альфа» Владимир Келехсаев (на фото) и очевидцы событий. Сегодня президент «Золотого Витязя», народный артист России Николай Бурляев отвечает на вопросы «Столетия».
– Николай Петрович, 27 лет прошло с тех трагических дней, когда танками был расстрелян Верховный Совет РСФСР, сегодняшняя молодежь не очень представляет, в чем была суть противостояния у Белого дома, что было начертано на знаменах противников, – с обеих сторон были русские люди, что тогда произошло?
– То, что в стране произошел государственный переворот, я узнал в Сербии, где мы проводили второй кинофорум «Золотой Витязь». Для меня было очевидным, что тогдашний президент России Борис Ельцин, окружив колючей проволокой депутатов Верховного Совета в Белом доме, пошел против своего народа, совершил государственный переворот, путч похлеще чилийского. Противостояние законодательной и исполнительной властей 3 октября 1993 года грозило перерасти в гражданскую войну. Указом Ельцина в Москве было введено чрезвычайное положение. Выведенные на улицы столицы войска блокировали Белый дом, танки начали обстрел здания. Лично для меня не было сомнений в том, кто здесь прав, а кто виноват.
– Что же – через годы – стало импульсом для создания фильма?
– О том, чтобы с экрана рассказать людям правду, я думал с тех пор, как прочитал в газете «Завтра» сообщение о том, как некий офицер «Альфы», получив задание «зачистить» Белый дом от депутатов, поступил невероятным образом. Оставив свой отряд и оружие у дверей парламента, он положил в правый и левый карманы по гранате, сказав шедшему с ним офицеру: «Справа – для тебя, слева – для меня». Он шел в неизвестность, туда, где были люди с оружием, не желающие сдаваться. Ведомый Промыслом Божиим, он шел по темному проходу зала заседаний, в котором при зажженных свечах сидели 400 депутатов, готовых к смерти, ведь их с утра расстреливали танки… Он шел к президиуму, не зная, что сейчас скажет этим людям, имея конкретное задание «зачистить здание», взяв его штурмом. Выйдя на трибуну, он неожиданно сказал то, что продиктовали ему Господь и сердце русского офицера. Сказал, что он – подполковник группы «А», зовут его Владимир, что у него нет приказа вступать в переговоры, что группа «А» борется с преступниками и террористами, а не с избранниками народа. И пообещал вывести всех из здания живыми, доставить в автобусах до метро, чтобы все разъехались по домам, а политические вопросы решали потом.
Он понимал, если «Альфа» применит оружие, и прольется кровь, в стране начнется гражданская война, ведь большинство народа в России было на стороне защитников парламента. Именно кровавый исход был заложен в сценарии тех, кто устраивал расправу: обносил проволокой избранников народа, стрелял из танков, бронетранспортеров и снайперских винтовок. Позднее стало известно, что за операция была задумана в штабе Ельцина: сначала – ракетно-бомбовый удар по Белому дому, вслед за тем из орудий, с вертолетов расстрел всего, что осталось, и «зачистка» отрядом «Альфы». Но удар, как предполагают многие, из Вашингтона приказали отменить, поскольку понимали, что русские ракеты могут невзначай шарахнуть по стоящему рядом с парламентом американскому посольству. В «программе» оставили танки и «Альфу». Но «Альфа», в лице подполковника Келехсаева, повела себя непредсказуемо: командир отряда Группы «А» войну отменил.
– Как же вы познакомились с героем своего фильма?
– Долгие годы я жил с образом этого русского офицера в своем сердце, он стал для меня символом русского офицерства. Лет десять спустя едва зашел в купе поезда Москва-Минск, попутчик, узнав меня, спросил: «Вы артист?». Меня не слишком обрадовала перспектива провести ночь в беседе о кино. Беседуя за чаем, мы заговорили об октябрьских событиях 93-го года. Помню, сказал своему попутчику: «У меня нет в жизни кумиров – я православный, но есть один человек, перед которым преклоняюсь, это тот полковник «Альфы», который…». И тут мой собеседник спокойно сказал: «Ну тогда я был подполковник…» Это ли не Промысел Божий – Господь соединил меня с моим героем! С тех пор я начал думать, как мне донести до людей правду о тех событиях? Ведь до сих пор нет ясного политического отношения к произошедшему в нашей стране в октябре 93-го: не реабилитированы неправедно осужденные, не понесли наказания те, кто отдавал бесчеловечные приказы. Создание документального фильма было поддержано Министерством культуры, и родился фильм «Отменивший войну».
– Вы сразу решили делать документальное кино?
– Вначале я написал сценарий игрового фильма и хотел, чтобы одну из главных ролей сыграл Владимир Келехсаев: он харизматичен, красив, как говорится: «Джеймс Бонд – отдыхает». Но этому проекту не суждено было воплотиться в жизнь.
– Поясните, пожалуйста, кто был на другой стороне?
– Представьте, были люди, которые жаждали «расправы с гадиной» в Белом доме, требовали ее «задушить». К моему глубокому удивлению, среди них было немало моих коллег. «Ну как же так, – думал я, – вроде это мои друзья, живем в одной стране, учились в одном вузе, одни профессора читали нам лекции, но какие мы разные!..» То, что гражданская война была запланирована, очевидно, поскольку и до, и после этих событий цветные революции во всех странах делались одинаковым образом, словно под копирку, будь то Прибалтика, Грузия, Югославия, Украина, Ливия, а сейчас Белоруссия… В страну, намеченную для переворота, закачивают сотни миллионов долларов для обработки пятой колонны и поддержки провокаторов, а в час икс вооруженные люди рассаживаются в тех местах, где предполагается эпицентр событий, и расстреливают правоохранителей и народ, стравливая их кровью: ведь им нужна гражданская война, хаос. На Украине это получилось, хотя там были родственные «Альфе» подразделения, но они с задачей не справились. Их повязали по рукам и ногам, и не нашлось офицера, который взял бы на себя ответственность за исход событий.
– Вам не приходила мысль сравнить Владимира Келехсаева с Ильей Муромцем или другими сказочными великанами, которые появляются в самые сложные моменты и спасают людей?
– Так и есть, он для меня сказочный русский герой. Пока есть такие бесстрашные офицеры, живущие в соответствии с Промыслом Божьим, прислушиваясь к своей душе, сердцу, разуму – будет жить и Россия.
– Полковник не рассказывал, как соорудил белый флаг?
– Сказал, что «мимоходом»: «Взял проволоку, обмотал бинтом из медицинского пакета – получился белый флаг». Он не артист, не пафосный человек, говорит спокойно и по делу, привык действовать.
– Не считает, что совершил героический поступок?
– Нет, он очень скромен. Говорит, что ему «просто посчастливилось исполнить предназначение «Альфы», которая борется за сохранение своего народа».
– А вы как считаете?
– Считаю, что полковник Владимир Ильич Келехсаев достоин звания Героя России. И достоин в гораздо большей степени, чем сотня «Героев», принимавших участие в распятии своих собратьев, и охранников главного путчиста. Еще дал бы звание Героя России сержанту милиции, который, вопреки сценарию, благодаря хронике, стал одним из главных персонажей фильма: по своей воле он встал между стреляющими друг в друга русскими людьми и пытался предотвратить столкновения. Именно этот скромный молодой сержант, контактирующий через мегафон и с защитниками Белого дома, и с правоохранителями, регулировал происходящее у парламента.
– Кто все-таки, в вашем представлении, были эти люди, которых вывел из Белого дома подполковник Келехсаев?
– В отличие от многих депутатов, избирающихся сегодня за деньги, они были избранниками народа, каждого из них делегировали люди из разных уголков России. И этих представителей народа окружили проволокой и начали расстреливать, это факт истории.
– Как лично вам вспоминаются те дни?
– Прилетев в Москву из Сербии, 2 октября пытался проехать к Белому дому, где было много людей, которых знал лично и хотел поддержать, но все пути были перекрыты. С просьбой помочь попасть в Белый дом мне звонил из Петербурга мой друг, режиссер «Леннаучфильма» Александр Сидельников, с которым мы только что вместе были в Югославии. Он собирался перезвонить, но не стал ждать моего звонка и, вопреки тому, что духовник не благословил его ехать в Москву, сел на поезд. 4-го октября рано утром он вышел с камерой к Белому дому, начал снимать и был убит на том месте, которое мы показываем в фильме. Я нашел последние кадры Саши…
Пытаясь определить, откуда мог быть сделан выстрел, более удобной точки, чем крыша американского посольства, я не нашел. Пуля могла прилететь и вонзиться в горло Саши сверху вниз именно оттуда. Быть может, тот самый морской пехотинец Белл, о гибели которого на крыше американского посольства сокрушалось американское телевидение, и убил моего друга. Не нахожу ответа на вопрос, а что делал американский морской пехотинец Белл с оружием в руках на крыше посольства: не голубей же он гонял...
– Когда стало очевидно, что выстрелы были совершены с крыши американского посольства?
– Траектория полета пули, свидетельства многих очевидцев… В нашем фильме есть рассказа депутата С.Н. Бабурина, встречавшегося с журналистом, которому снайпер выбил глаз. Журналист увидел в объектив камеры, как тот прицелился с крыши американского посольства, и оба щелкнули в один и тот же миг. Через камеру пуля пробила журналисту глаз.
– Чем сейчас занимается Владимир Ильич?
– К сожалению, когда мы снимали фильм, он уже покинул ряды «Альфы», что для меня было удивительно и печально. Мощный, тренированный человек 55 лет, полный сил. Приказ подписал начальник отряда на Северном Кавказе, где Келехсаев служил. Я видел этот подписной лист: по всем пунктам – «отлично», но в конце приписка – «дальнейшее прохождение службы нецелесообразно». Когда я приезжал к Владимиру Ильичу домой, видел, что он «не на месте», удивлен, как ребенок, что жизнь стала иной, потому что у него отняли профессию. Он 20 лет был в бою, побывал во множестве горячих точек, включая Чечню, Будённовск, десятки других рискованных операций. Прошел через грязь, холод, кровь, потерю боевых товарищей, и вот – он, профессионал, в прекрасной физической форме, лишён возможности служить Отечеству, которому предан. С большой радостью вскоре узнал о том, что указом президента Владимир Ильич назначен главным федеральным инспектором по Северной Осетии. Полковник Келехсаев имеет множество наград, среди них орден «За личное мужество», Орден Мужества, орден «За военные заслуги», медаль «За отвагу».
– Отличалась ли чем-то особым работа над этим фильмом?
– Как говорил мой друг и учитель Андрей Тарковский, каждый фильм должен быть поступком, на каждую постановку нужно идти, как на исповедь. Режиссер никогда не знает, будет ли у него еще возможность исповедаться на экране. Этот фильм для меня и режиссера Дмитрия Чернецова стал таким поступком, который мы должны были совершить.
– Какая черта главная в натуре вашего героя?
– Владимир Ильич – тот самый прекрасный русский человек, о котором говорил Чехов: легкий, не показушный, остроумный, обаятельный. Он – сама правда, которая говорит через его глаза и поступки.
– Николай Петрович, помешала ли пандемия вашим планам по проведению XI Славянского форума искусств?
– Никоим образом. В сентябре, наверстывая время, упущенное из-за вынужденного «домашнего ареста», провели в Севастополе сразу два параллельных форума: 6-15 сентября XXIX Международный кинофорум и XI Славянский форум изобразительных искусств. Следом, 15-16 октября Москве - XI Литературный форум и с 14 октября по 29 ноября в столице и городах России пройдет XVIII Международный театральный форум. С сентября по ноябрь 2020 года пройдут сотни значимых мероприятий: кинопоказы, спектакли, выставки, гала-концерты и творческие встречи. Так, на вечере в Доме кино, прозвучавшем эхом XXIX МКФ, открылась выставка плакатов студентов Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова «Окна Победы», а также были награждены лауреаты, не присутствовавшие в Севастополе: Золотой медалью им. Ю.Левитана «За выдающийся вклад в телевидение» режиссер, продюсер, телеведущий, заслуженный деятель искусств России Виталий Максимов и призом «Серебряный Витязь» за фильм «Сестрёнка» – режиссёр, народный артист России Александр Галибин.
– Желаем вам и вашим соратникам успехов в вашем благородном служении!
Беседу вела Нина Катаева