Бились за справедливость и свободу. Чьи имена носят улицы Болгара
«АиФ - Казань» рассказывает о людях, в честь которых названы улицы и проспекты городов Татарстана.
Автор поэм о добре
В честь татарского поэта первой половины XVI века Мухамедьяра названы улицы в Болгаре и в Казани. В биографии этого средневекового поэта много белых пятен. Известно, что Мухамедьяр родился в 1497 г. в семье потомственных татарских богословов и почти всю свою жизнь прожил в Казани. Одно время был хранителем усыпальницы казанского хана Мухаммад-Амина. Умер поэт в 1547 г.
О творчестве Мухамедьяра стало известно в 1846 г. – после того, как востоковед Илья Березин обнаружил в фондах «Азиатского музея» Санкт-Петербурга рукопись его поэмы «Тухфаи Мардан» («Дар мужей»). Она состоит из небольших рассказов-притчей. По мнению литературоведов, в них отразились мечты поэта об идеальном обществе, в котором люди жили бы в мире и согласии. «Смелей твори добро, придёт пора, и ты узнаешь тоже вкус добра», - писал в этом произведении Мухамедьяр.
В другой своей поэме «Нуры содур» («Свет сердец») Мухамедьяр пишет о чертах характера, которыми должны обладать правители. «Один час справедливого деяния лучше, чем молитва в течение более 60 лет», «Обдуманно, с разумом управляйте. Пусть все успокоятся в мире – нищий и богатый» - эти фразы из произведения средневекового поэта-гуманиста актуальны во все времена.
Списки поэм Мухаммадьяра можно увидеть в архивах и библиотеках Санкт-Петербурга, Казани, Уфы. Наиболее древний список поэмы «Дар мужей» (1600 г.) хранится в отделе редких книг и рукописей Научной библиотеки КФУ.
Деятель Спасской республики
Григорий Гордеев, именем которого в Болгаре названа одна из улиц, был революционером и одним из первых советских учёных-экономистов. Он родился в Спасском уезде, в крестьянской семье. В мае – июле 1917 года молодой большевик возглавлял Спасский уездный продовольственный комитет. Его имя связано с так называемой Спасской республикой, которая отказывалась подчиняться Временному правительству. Гордеев боролся за ликвидацию помещичьего землевладения в уезде. В итоге ещё до Октябрьской революции большая часть помещичьих земель в уезде перешла в распоряжение крестьянских революционно-демократических сельских комитетов.
После Октябрьской революции Григория Гордеева назначили комиссаром земледелия Казанской губернии, а затем и комиссаром высших учебных заведений ТАССР. В 1924 г. он окончил Институт красной профессуры, участвовал в колхозном строительстве. Став профессором, преподавал в Тимирязевской сельхозакадемии, во Всесоюзном институте экономики сельского хозяйства. Учёного не стало в 1972 г., он похоронен в Москве.
Герой или предатель?
Улица Брендина носит имя первого начальника Спасской милиции. Но оказывается, это не вся его биография. Неизвестные факты из жизни Никифора Васильевича Брендина выяснил краевед Николай Марянин. По его данным, в Петербургской организации РСДРП многие считали Брендина провокатором и агентом охранки...
К началу первой мировой войны Брендин служил на крейсере «Россия» на Балтике. Члены подпольной организации крейсера и решили использовать как связного в Гельсингфорсе (сейчас Хельсинки). Брендин получил aдресa местных подпольщиков. Однако сам попaл в поле зрения охрaнного отделения полиции. И был арестован. «Нa допросaх он рaсскaзaл всё, что знaл, a знaл он немaло, - писал в своих воспоминаниях подпольщик Александр Шляпников, ставший наркомом труда в первом Советском правительстве. - Когдa ему устроили очную стaвку с aрестовaнными, он стaл всех подряд признaвaть членaми подпольной оргaнизaции».
Узнaв о покaзaниях Брендинa, многие подпольщики стали считать его агентом охранки. Шляпников же считал, что Брендин был просто мaлодушным человеком. К тому же в тюрьме его жестоко избивали. На суде Брендин отказался от всех своих показаний против подпольщиков.
Судьба распорядилась так, что отбывать наказание ему не пришллось. Произошла Февральская революция, после неё объявили амнистию, политзаключённых освободили. Никифор Брендин, выйдя на свободу, в Петроград не вернулся. Начал новую жизнь в Казанской губернии, где не знали о его прошлом. Никифора Васильевича избрали членом исполкома Спасского уездного Совета солдатских и крестьянских депутатов, начальником Спасской уездной милиции. В августе 1918 года, когда белочехи захватили Спасск (сейчас Болгар – Авт.), руководители уезда и активные большевики были расстреляны. Среди них был и 24-летний Никифор Брендин.
Друг Есенина
Улица Есенина есть в каждом крупном городе России, в том числе и в Болгаре. Хотя поэт никогда не бывал здесь, его биография связана с этими местами. Это выяснил краевед Николай Марянин, изучив переписку поэта. На одном из писем, отправленных Есениным из села Константиново, увидел адрес: «г. Спасск Казанской губ., с. Бураково. Ю.В.Трубникову для Влад. Чернявского».
Уроженец Санкт-Петербурга Владимир Степанович Чернявский был одним из ближайших друзей Есенина. В с. Бураково он гостил в семье Юрия Трубникова - предводителя дворянства Спасского уезда. Кем Чернявский приходился Трубниковым, пока неизвестно. Но жил он у них около двух месяцев и всё это время переписывался с Есениным. Вернувшись в столицу, Чернявский ещё больше сблизился с поэтом. В марте 1918 г. на сборнике «Красный звон» поэт написал: «Милому Володеньке за любовь и дружбу - любящий Сергей». Есенин посвятил Чернявскому поэму «Сельский часослов», а Чернявский стал крёстным отцом дочери поэта Татьяны.
Последний раз они встретились в Москве в июне 1925 г. Чернявский писал, что Сергей неприятно поразил его своим видом: «Лицо бумажно-белое не от одной пудры, очень опухшее; красные веки при ярком солнечном свете особенно подчёркивали эту белизну. Мы расцеловались крепко, как всегда, но не весело, и ласковость Сергея, глядевшего временами куда-то мимо, в тоскливой рассеянности, была не та, «не Серёжкина», точно я стал ему совсем чужим и ненужным». Есенин клялся, что бросит пить, что изменит свою жизнь.
Владимир Чернявский стал артистом, мастером художественного слова. И написад воспоминания о Есенине «Три эпохи встреч».
Учительница-революционерка
Именем Марии Вертынской названы улица и переулок в Болгаре. Она была членом партии эсеров и матерью известного большевика Александра Аросева, бабушкой народной артистки РСФСР Ольги Аросевой. Александр Аросев родился в Казани, учился в Казанском реальном училище вместе с Вячеславом Скрябиным (позже нарком, министр иностранных дел СССР Молотов – Авт.), под его влиянием вступил в РСДРП.
Мать Александра Аросева вышла замуж второй раз – за Виктора Вертынского. Уехала с ним в Спасский уезд Казанской губернии, где Виктор работал врачом. Сама Мария преподавала в школе и занималась пропагандой революционных идей. «Никогда ещё человечество не стояло на таком распутье, как теперь, - писала она сыну летом 1917 г. - Ваша идея для меня свята, ибо она есть сама правда и справедливость. Езжу по деревням, устраиваю собрания и чтения. Идут охотно, слушают и верят. Но много есть и врагов даже и среди учительского персонала и кулаков-крестьян; даже грозят «башку снести». Но я не трушу». В октябре 1917 г. после победы революции Мария Вертынская организовала в уезде школу грамотности для взрослых и «Союз женщин».
В 1918 г. во время Гражданской войны Александр Аросев приехал в Спасск, чтобы увезти мать в Москву. Он знал, что скоро в городе будут белочехи и боялся за неё. Но Вертынская осталась с мужем. Белочехи назначили за голову Вертынской 1 тыс. рублей награды. Марию выдал богатый торговец на местном рынке. Она отстреливалась до последнего патрона. Но её схватили и бросили в тюрьму. Перед отступлением из Спасска Вертынскую и других активистов расстреляли.
Солдат необъявленной войны
О Марате Мингалееве напоминает не только улица Болгара. На здании средней школы №2, где он учился, открыта мемориальная доска. Тихий скромный парень был старшим из трёх братьев. Окончив девять классов, он поступил в профтехучилище, получил профессию тракториста-машиниста. А потом его призвали в армию. Так Марат оказался на афганской войне.
«Помню, как ждали от Марата писем, - вспоминает его брат Мансур Мингалеев. - Их было немного, всего четыре за год. Сначала он оказался в Узбекистане, откуда прямая дорога в Афганистан. Радовались, что он по-прежнему видится с земляками, всё-таки рядом со своими и служба идет полегче. Переживали, конечно, ведь знали, что некоторые возвращаются оттуда в цинковых гробах. Надеялись, что с ним ничего плохого не случится. Но 12 октября 1981 года его не стало, а через неделю мы уже хоронили Марата».
«С декабря 1980 года Марат Гараевич Мингалеев проходил службу на территории Демократической Республики Афганистан рядовым водителем войсковой части № 27787. 12 октября 1981 года, выполняя боевое задание, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб при нападении моджахедов на колонну», - вот так скупо и без эмоций рассказывают о подвиге Марата материалы его личного дела. За боевые заслуги перед Отечеством солдат посмертно награждён орденом Красной Звезды.