Барыга или честный коммерсант? Как сформировать положительный имидж
Национальный проект «Малый и средний бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» призван не только помочь коммерсантам, но и популяризировать такую деятельность.
В чем сложности формирования положительного образа предпринимателя, и почему так сложно начать свое дело, рассказал уполномоченный по защите прав предпринимателей в Санкт-Петербурге Александр Абросимов.
Поддержка в пандемию
Елена Банокина, SPB.AIF.RU: Александр Васильевич, зачем городу вообще нужен малый и средний бизнес, ведь о необходимости его поддержать власть говорит постоянно?
Александр Абросимов: Частное предпринимательство - это прежде всего занятость населения. Кафе, салоны красоты, фитнес-залы - любые небольшие формы собственности не только предоставляют услуги потребителям, но и создают рабочие места. Сегодня крупного производства осталось не так много, а то, что сохранилось, активно цифровизируется, модернизируется, поэтому потребность в людях на таких предприятиях все меньше. А развитие малого и среднего бизнеса позволяет найти человеку применение. Сейчас в Петербурге насчитывается 338 тысяч предприятий малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей, но благодаря национальному проекту это число должно вырасти.
- Удастся ли реализовать задуманное? Не секрет, что из-за распространения коронавирусной инфекции и введенного весной локдауна больше всего пострадали не крупные игроки рынка, а небольшие компании.
- Это действительно так. Предприниматели говорят о сокращении потребительского спроса. За январь-август текущего года объем платных услуг населению снизился на 21,1%, а оборот общественного питания - на треть.
Согласно данным, содержащимся в Едином реестре субъектов МСП, количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2020 году сократилось на 21 388 единиц: 10 января их значилось 359 777, а на 10 октября - уже 338 389. Безусловно, ограничительные меры, связанные с эпидемией, - не единственный фактор, приведший к уменьшению количества частных фирм.
Что касается промышленности, то в январе-августе 2020 года промышленное производство в Санкт-Петербурге по сравнению с соответствующим периодом прошлого сократилось на 4,7%.
В Петербурге и по всей стране разрабатывают различные меры поддержки для бизнесменов. Выделение субсидий и невозвратных кредитов, льготные займы, отмена налогов, мораторий на проверки, снижение страховых взносов, отсрочка арендных платежей, продление лицензий - все это помогает поддержать пострадавшие отрасли и позволяет предпринимателям не закрывать бизнес, а продолжать работу.
Да, сейчас непростой период, и существуют некоторые ограничения, например, работа ресторанов и кафе приостановлена в ночное время, а от компаний требуют соблюдения мер безопасности. Но это все же лучше, чем массовое закрытие. Главное сейчас - не допустить повторного локдауна, а для этого всем необходимо выполнять рекомендации Роспотребнадзора. В том случае, если из-за сложной эпидемиологической обстановки руководство города вынуждено будет вводить ограничения в работе отдельных отраслей, необходимо продумать дополнительные меры поддержки пострадавших предприятий.
- При этом в пандемию увеличилась доля самозанятых в Петербурге...
- Действительно, сегодня их число достигло почти 48 тысяч, и это более чем в два раза превышает установленное национальным проектом плановое значение в 16 тысяч человек. Такая ситуация не может не радовать. Да, доля отчислений налогов самозанятых в бюджет города, по сравнению с другими отраслями, очень низкая. Но регистрация и прозрачная работа помогают гражданину упростить общение с надзорными органами. А если самозанятый сам решает делать отчисления в Пенсионный фонд, то он еще и формирует для себя будущую пенсию.
Прибыль - это не стыдно!
- Нацпроект предполагает и формирование положительного образа предпринимателя. Действительно, в российском обществе есть некий негативный настрой - до сих пор хватает тех, кто презрительно называет коммерсантов «торгашами» и «барыгами». Возможно ли переломить ситуацию?
- К сожалению, такое отношение к предпринимателям встречается не только у населения, но до сих пор осталось и у некоторых чиновников! Изменить это можно, но предстоит долгая работа, ведь подобный негативный образ бизнесменов формировался почти целое столетие и встроен в наш культурный код. Времена НЭПа, «лихие» 90-е годы - все оставило свой отпечаток. Хотя мы забываем, что в самые тяжелые времена именно бизнес обеспечивал население продуктами питания и товарами первой необходимости.
Несомненно, предприниматель не будет работать себе в убыток. Возьмите устав любой компании, и там вы прочитаете: «Деятельность с учетом извлечения прибыли». Поэтому странно обвинять бизнесменов в поиске выгоды. Есть действительно нерадивые коммерсанты, которые уходят от налогов, получают прибыль, нарушая закон, - и с ними активно борются. Но ведь многие работают честно, и их труд нужно уважать, ведь они создают продукты и оказывают услуги, которые востребованы в обществе.
В дореволюционное время бизнес занимался и строительством школ, больниц. Такую практику можно применять и сегодня - просто дайте предпринимателям уверенность в завтрашнем дне! Иногда власти нарушают права бизнесменов, отбирают право на землю, на собственность, необоснованно возбуждают уголовные дела, что, конечно, подрывает их стремление вкладывать ресурсы в крупные проекты.
- То есть вы сознаете, что пока в нашей стране у бизнеса нет уверенности и чувства безопасности?
- К сожалению. Но в рамках национального проекта реализуются различные инструменты, которые должны способствовать развитию предпринимательства. Например, снижаются административные барьеры - уже отменены некоторые нормативно-правовые акты, внедренные еще в СССР и давно потерявшие актуальность, проводится реформа контрольно-надзорной деятельности, направленная на снижение давления на предпринимателей. Власть стала контролировать предоставление доступа малому и среднему бизнесу к госконтрактам. Также сокращаются сроки получения разрешения на строительство, постановки компаний на учет. Петербург, например, в ряде международных и общероссийских рейтингах в этом направлении второй год занимает лидирующие позиции.
- На ваш взгляд, какой меры поддержки все-таки пока не хватает?
- Стабилизации налогообложения. Желательно не менять условия хотя бы 3-4 года для того, чтобы предприниматель знал, в каком направлении развиваться. Также нам не хватает развития внутреннего рынка - многие отрасли экономики находятся в стагнации, туда не направляются денежные массы, а значит - бизнес работать не может. В крупных городах, таких как Москва и Петербург, коммерсанты реже сталкиваются с этой проблемой, но в других регионах она есть.
Дать опыт
- Еще одной из целей нацпроекта является популяризация предпринимательства. Так, появляются штабы по поддержке бизнеса. Но ведь не каждый имеет так называемую предпринимательскую жилку?
- Я с вами согласен. Опыт 1990-х, когда миллионы людей, потерявших работу и средства к существованию, ушли в бизнес, показал, что мало одного желания - нужны еще идея и правильная ее реализация. Но людям, которые хотят себя попробовать в этой сфере, все-таки надо давать возможность получить знания, посоветоваться с профессионалами, показать свой бизнес-план и получить обратную связь. Ведь если эксперты увидят в нем потенциал, можно претендовать на различные формы поддержки. Для этого и работают центры «Мой бизнес».
Но, на мой взгляд, одних обучающих программ недостаточно, необходимо создавать в городе и систему бизнес-инкубаторов, где начинающие коммерсанты смогут получить практический опыт и работать, имея всестороннюю поддержку.
Кстати
В Петербурге в сфере малого и среднего бизнеса заняты более 1 млн человек - примерно 36% всего трудоспособного населения города.