Коми решила вернуть сломавшиеся самолеты Embraer лизинговой компании
В 2014 году «Комиавиатранс» приобрел в лизинг шесть самолетов Embraer. До республики долетели только пять. Сейчас же четыре стоят в московском Домодедово и словенской Любляне. Республика ведет переговоры, чтобы вернуть технику лизинговой компании.
Бразильские самолеты Embraer ERJ-145 до того, как попасть в Коми, находились в эксплуатации у «Китайских Южных авиалиний». Закупало их ОАО «Комиавиатранс» (на 100% принадлежащее республике) в лизинг через компанию «Газтехлизинг» под гарантии правительства Коми. Сообщалось, что стоимость нового Embraer на тот момент составляла 29 млн долларов США, но республика приобретала самолеты, которые эксплуатировались около 10 лет, за 5 млн долларов.
В республику прилетели только пять самолетов, а шестой Embraer остался в Португалии, потому что из-за падения курса рубля в 2014-м республика не смогла выплатить за него деньги. В течение нескольких лет самолеты выполняли рейсы по республике, за ее пределы и даже выполняли рейсы по маршрутам, которые не имели к региону никакого отношения. Планировалось, что однажды этим самолеты будут часто летать и за границу (в 2016-м были выполнены первые международные полеты в Баку из Самары и Екатеринбурга и в Ленкорань из Москвы, но потом их отменили из-за невостребованности). На этом фоне правительство региона планировало приобрести еще 10 самолетов Embraer.
Но в 2018 году летная программа «Комиавиатранса» стала сокращаться: самолеты часто выходили из строя, требовали планового и внеочередного ремонта, подолгу не эксплуатировались.
В январе 2020 года «Комиавиатранс» принял решение приостановить эксплуатацию самолетов Embraer, официально это произошло 7 февраля. Чтобы вернуть «Эмбраеры» в строй, надо было потратить несколько миллиардов рублей. Таких денег у «Комиавиатранса» не было — в арбитраже рассматривалось дело о банкротстве предприятия. На тот момент 90% долга компании как раз приходилось на эти самолеты: неуплата их стоимости, лизинга, сопровождения.
Во время рассмотрения госпрограммы по развитию транспортной системы 18 ноября депутат Государственного совета республики Олег Михайлов поинтересовался, где сейчас находятся бразильские самолеты.
— На каком балансе они находятся? Что с ними произошло? Что-то мы тратим на их обслуживание? Какова дальнейшая судьба этих вот судов? — спросил он.
— Судьба очень тяжелая. Сейчас отстояли «Комиавиатранс» от этих всех лизинговых обстоятельств перед «ГТЛК», заключили мировые соглашения. Не будем возвращаться к «Эмбраерам», это точно, — заявила исполняющая обязанности министра инвестиций, промышленности и транспорта Коми Людмила Панюкова.
Она рассказала, что республика сделает ставку на самолеты Ил-114, который появится через пару лет. Коми уже стоит в очереди, заявка в Минпромторге есть. Сейчас же «Комиавиатранс» будет обходиться тем авиапарком, который есть: L-410, вертолеты, три Ан-24 и Ан-26 для санавиации.
— Здесь очень сложная финансовая ситуация «Комиавиатранса», поэтому быстрого решения в положительную сторону не получится. Здесь очень много задействовано финансовых средств будет, плюс нужно выпадающие доходы на летную деятельность выплачивать и аэропортовую поддержку осуществлять. Очень тихо, медленно, но мы все равно «Комиавиатранс» не бросаем, выводим его на крыло, — заметила и. о. министра.
Депутат повторил вопрос — где сейчас находятся «Эмбраеры» и что с ними будет.
— Мы «Эмбраеры» сейчас возвращаем залогом, они же у нас были в лизинге, и поэтому мы… ну там ведутся очень сложные судебные разбирательства вплоть до того, что мы готовы,.. — начала отвечать Людмила Панюкова, но вопрос переадресовали исполняющему обязанности генерального директора «Комиавиатранса» Юрию Голубеву.
Он сообщил, что «воздушные суда сейчас находятся не в летной годности», два стоят в Любляне (там расположен ремонтный завод), два — в Домодедово.
— Предприятие прекратило их эксплуатацию в связи с большими экономическими вложениями, требующимися для поднятия на крыло этих воздушных судов. В данном случае правительство республики уделяет огромное внимание по выходу из этой относительно тупиковой ситуации с представителем лизинговой компании. Я не уполномочен подробно на эту тему говорить, есть ответственное лицо, назначенное правительством Республики Коми, переговоры ведутся, — сказал он, подтвердив, что самолеты «возвращаются по лизингу обратно».