Защита «докторской». Чем накормил советский народ Анастас Микоян?
Этот человек родился 125 лет назад. Свою карьеру начал ещё при жизни Ленина, а закончил уже при Брежневе. Про него народ даже сложил поговорку: «От Ильича до Ильича без инфаркта и паралича».
Анастас Иванович Микоян – выходец из крестьянской бедноты. Он отучился в семинарии, поступил в духовную академию и готовился стать священником. Но революция распорядилась иначе. Энергичный уроженец Тифлисской губернии очень быстро нашёл себе применение в коридорах власти страны Советов. Он стал кормить народ. Кормил, в отличие от многих нынешних деятелей, не завтраками.
Что важнее коммунизма
В августе 1926-го 30-летний Микоян стал самым молодым советским наркомом, возглавив Наркомат внутренней и внешней торговли СССР. Через 4 года это ведомство было разделено на Наркомат внешней торговли и Наркомат снабжения – Микоян возглавил последний. В 1934 г. он уже во главе нового Наркомата – пищевой промышленности.
Как сетовал сам Микоян, в СССР была не столько пищевая промышленность, сколько пищевой промысел, доставшийся от старой России. За дело он взялся с невиданным энтузиазмом. Говорят, Сталин даже шутил, что для Микояна производство колбасы, сыра и мороженого важнее строительства коммунизма. К середине 1930-х в СССР были построены десятки крупных мясных комбинатов, консервных и сахарных заводов, чайных фабрик. Производилась модернизация многих старых пищевых предприятий. Интересно, что в юности Микоян был вегетарианцем, правда, затем начал есть и мясо, и рыбу.
Он считается «отцом» докторской колбасы – изделия идеологически выверенного, но вкусного и предназначенного, как было сказано в документах того времени, «больным, имеющим подорванное здоровье в результате Гражданской войны и царского деспотизма». На производство этой колбасы шли только натуральные продукты. Классический рецепт «Докторской» оставался неизменным вплоть до конца 1950-х гг. Потом оказалось, что крупного рогатого скота в СССР не хватает, да и свиней, которым суждено было превратиться в составляющую часть диетической колбасы, стали откармливать отходами рыбной промышленности, из-за чего их мясо приобрело рыбный привкус. Качество колбасы начало ухудшаться.
Заметим, что в наши дни бренд «Докторская» и вовсе эксплуатируют все кому не лень, выпуская колбасу с огромным количеством усилителей вкуса, ароматизаторов, эмульгаторов и фиксаторов окраски. А некоторые умудряются изготавливать колбасу вообще без мяса – о такой возможности Микоян наверняка даже не догадывался.
В Нью-Йорк за мороженым
В 1936 г. Анастас Иванович отправился в Америку – знакомиться с новыми технологиями в пищевой отрасли и присмотреть там что-нибудь подходящее для нашей страны в плане питания. За два месяца командировки советская делегация побывала во многих городах, проехала тысячи километров. В Нью-Йорке, например, советские товарищи попробовали на вкус и отобрали в качестве перспективных несколько сортов мороженого. Памятные многим читателям с детства пломбир сливочный, крем-брюле и фруктовое мороженое именно тогда были рекомендованы для производства в СССР. Вскоре в Москве построили фабрику мороженого, оборудование для неё закупили в Америке. Качество продукта контролировалось очень строго. Основой служили натуральные ингредиенты, молочные жиры и полное отсутствие консервантов.
Американские гамбургеры Микояну тоже пришлись по вкусу. И уже в 1937-м в крупных советских городах на заокеанском оборудовании было налажено производство этого диковинного для нас продукта. В СССР гамбургеры назывались «горячими московскими котлетами с булочкой». «Продажа котлет встречена у нас очень хорошо потребителями, и торговля шла бойко. Лишь война помешала широко распространить это начинание по всей стране», – вспоминал позднее Микоян.
А ещё в ходе поездки в Штаты Микояна впечатлили рыбные консервы в масле, сгущёнка в банках и промышленное производство овощных и фруктовых соков, важнейшим из которых был апельсиновый. Правда, на нашей почве в силу климатических условий выбор был сделан в пользу томатного сока.
Выстрелы у Кремля
Много внимания Микоян уделял и рекламе, которую не без основания считал двигателем торговли. Например, когда в 1930-е полки магазинов были забиты крабовыми консервами и никто их не покупал, появился знаменитый плакат: «Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы». С мясом в стране всегда были сложности, поэтому требовались некоторые решительные шаги. Одним из них стали «рыбные дни», придуманные Микояном. Он предложил устраивать их по четвергам. В эти дни в советском общепите подавали исключительно рыбные блюда. А поскольку в те годы в стране многие продолжали соблюдать православные традиции, согласно которым среда и пятница считались постными днями, то с учётом «рыбного» четверга люди отказывались от мяса сразу три дня в неделю.
В начале войны член Политбюро и зампред Совнаркома Микоян был председателем Комитета продовольственно-вещевого снабжения Красной армии, членом Совета по эвакуации и Госкомитета по восстановлению хозяйства освобождённых районов, а с 1942 г. работал в Госкомитете обороны. 6 ноября 1942 г. по правительственному лимузину, в котором ехал Анастас Иванович, открыл огонь дезертировавший красноармеец Савелий Дмитриев. Он принял машину Микояна за автомобиль Сталина. Ценный пассажир не пострадал, а стрелявший после боя с охраной сдался. Следствие по делу Дмитриева длилось много лет и пришло к выводу, что обвиняемый был человеком с нарушенной психикой. Военный трибунал приговорил Дмитриева к расстрелу лишь в 1950 г.
Микояну же за заслуги в снабжении армии продовольствием, горючим и вещевым имуществом в 1943 г. дали звание Героя Соцтруда. Тем не менее в 1949 г. он был снят с поста министра внешней торговли и вернулся во власть лишь после смерти Сталина. Хрущёв направил его в Югославию для решения дипломатических задач, а в 1962 г., в период Карибского кризиса, едва не приведшего к началу третьей мировой войны, именно на Анастаса Микояна возложили проведение переговоров между США, СССР и Кубой. Свою миссию он успешно выполнил.
В октябре 1964 г. он был единственным членом Политбюро ЦК, который не участвовал в заговоре о смещении Хрущёва и даже осторожно пытался его защитить. Неудивительно, что Брежнев отнёсся к Микояну без приязни и в декабре 1965-го отправил в отставку как достигшего 70-летнего возраста. Анастас Микоян занимал на тот момент должность председателя Президиума Верховного Совета СССР, формально это был высший государственный пост в стране. В утешение он получил свой шестой по счёту орден Ленина...
Через три года после поездки Микояна в США была опубликована советская «кулинарная библия» – «Книга о вкусной и здоровой пище», выдержавшая множество изданий при жизни легендарного наркома. Что интересно, в послевоенном издании 1952 г. исчезли все упоминания об Америке, в 1954 г. – о Сталине, а в 1974‑м – и о Микояне. Сам он умер спустя 4 года, в октябре 1978-го. Похоронили «отца докторской» на Новодевичьем кладбище.