Факты о Сергее Есенине, которые не принято афишировать
После своей трагической и непонятной до сих пор гибели поэт Сергей Есенин оценивался по-разному. Долгое время его было не принято восхвалять. Наоборот, его официальная оценка была пренебрежительной и даже враждебной: «кулацкий поэт». Где-то с середины 1950-х годов началась его постепенная реабилитация, начал создаваться (особенно в 1980-90-е годы) его идеализированный образ, в чём-то чуть ли не икона, его отдельные произведения даже вошли в школьную программу по русской литературе.
Ну а меж тем, Есенин был человеком со всякими человеческими слабостями и недостатками.
Блуд и пьянство
Про пьянство и любострастие Есенина ходили легенды, да и он сам, не стесняясь, рассказывал об этом и писал в своих стихах. Женщину, которая родила от него сына, Есенин бросил, когда сыну было два года. Первую законную жену он тоже бросил, когда она была беременной во второй раз, не ужился и с двумя следующими. Все они были представительницами творческой богемы. Первая жена – Зинаида Райх – вышла потом замуж за Мейерхольда. Вторая – американская танцовщица Исидора Дункан – была старше Есенина на 18 лет. Третья – внучка Льва Толстого.
Жёны, по-видимому, служили Есенину лишь для придания себе статуса в богемной среде. Любовные похождения Есенина продолжались регулярно. Сам он хвастался, что имел связи примерно с тремя тысячами женщин.
Про его пьяные кутежи ходили легенды. «Приезжал Серёжа в Константиново в белых портках, – вспоминала о нём одна односельчанка. – С ребятами выпьет, подерётся, и назад в Москву, стихи писать». Пил он в кабаках, пил запоем, часто дрался по пьяному делу и нередко просыпался поутру в отделении милиции. Только вмешательство знакомых поэтов и писателей спасало его от серьёзного наказания. Весьма распространена версия, что его смерть произошла от самоубийства, вызванного депрессивным состоянием во время запоя или же белой горячки.
Протекция Григория Распутина и «откос» от призыва на фронт
Есенин был совершенно аполитичен. Революцию он начал восхвалять только после того, как она свершилась. До революции он писал восторженные стихи о царских дочерях и не брезговал дружбой с Распутиным. Как раз благодаря протекции «старца» он избежал отправки на фронт Первой мировой войны.
«Милой, дорогой, — писал Распутин в записке полковнику Дмитрию Ломану, уполномоченному по военно-санитарному поезду №143 про Есенина и другого поэта Николая Клюева, чьи выступления «старец» услышал на одном из поэтических вечеров, — присылаю к тебе двух парешков. Будь отцом родным, обогрей. Робяты славные, особливо этот белобрысый. Ей Богу, далеко пойдёт».
Военно-санитарный поезд №143 был как раз тот, где служили сёстрами милосердия старшие дочери Николая II – Ольга и Татьяна. Если бы не записка Распутина, Есенина в 1915 году призвали бы в действующую армию. И неизвестно, чтобы произошло там с ним. Так «старец» сберёг России великого поэта. Впрочем, ненадолго.
Поведение Есенина в годы Второй Отечественной войны (как её поначалу называли) резко контрастирует с поведением, например, Николая Гумилёва, который пошёл на фронт добровольцем. После революции Есенин всячески открещивался от знакомства с Распутиным.