Армию сосредоточили под Москвой. Сотни эшелонов для этого — забота генерала Хрулева
Новые армии создавались срочно, для их обеспечения не так просто было найти все необходимое: армия — это огромное объединение.
Командующим 1-й ударной армии был назначен генерал-лейтенант В.И. Кузнецов. Армия формировалась в Уральском военном округе и была укомплектована призывниками из Сибири, Урала, Горьковской области и Москвы. Одеть, кормить, вооружить, подготовить для них жилье — заботы генерала Хрулева. В состав этой армии включались стрелковые бригады из моряков Тихоокеанского флота и курсантские бригады. Всего к началу декабря в составе 1-й ударной армии было восемь стрелковых бригад, двенадцать лыжных батальонов, пушечно-артиллерийский полк, один танковый батальон. Этой армии были также подчинены ранее сформированные 126-я, 133-я стрелковые и 17-я кавалерийская дивизии. В частях было очень мало артиллерии и танков, автомобилей. Доукомплектовать всем этим — заботы Хрулева.
Как было приказано Сталиным, эту армию сосредоточили под Москвой. Сотни эшелонов для этого — опять заботы Хрулева.
Критические минуты на участке, где появилась 1-я ударная армия, возникли тогда, когда противник переправился через канал Волга-Москва. Командарму Кузнецову
Сталин приказал:
— Прорыв обороны в районе Яхромы и захват противником плацдарма на восточном берегу канала представляют серьезную опасность Москве. Примите все меры к нанесению контрудара по прорывающейся группировке противника. Остановите продвижение, разгромите и отбросьте противника за канал. На вас возлагаю личное руководство контрударом.
Располагая свежими силами, Кузнецов выполнил это приказание Ставки, и к 8 часам утра 29 ноября враг был разгромлен и отброшен за канал.
Еще одна новая, 20-я армия была сформирована в конце ноября. Ее командующим был назначен генерал-лейтенант Власов. (Да, тот самый Власов!) Начальником штаба этой армии был генерал Л.М. Сандалов. В состав армии были включены две свежие дивизии, прибывшие из восточных округов, морская Стрелковая бригада, две стрелковые бригады из Московской зоны обороны и еще две танковые бригады с Западного фронта, артиллерийский полк, два гвардейских минометных дивизиона и бронепоезд. И в этой армии почти не было артиллерии и многого другого обеспечения — опять срочная доукомплектация на плечи тыловиков. Штаб армии располагался в Химках.
Еще в момент сосредоточения частей 20-й и 1-й ударной армий противник, предпринимая последние усилия в попытках прорваться к Москве, нанес удар, который пришелся в стык между 1-й ударной и 20-й армиями, занял Красную Поляну и вышел к Савеловской железной дороге у станции Лобня и севернее. Конечно, для выдвигающихся частей 20-й армии появление противника было неожиданно. Но и для наступающего противника встреча здесь со свежими частями тоже оказалась весьма неожиданной.
2 декабря всем частям 20-й армии, которые успели сосредоточиться, было приказано нанести контрудар в направлении Красной Поляны, что и было сделано. Здесь, в районе Красной Поляны, немногочисленные еще части 20-й армии захватили несколько крупнокалиберных орудий противника, которые были доставлены сюда для обстрела Москвы.
Еще одна резервная — 10-я — армия, которой было поручено командовать генералу Ф.И. Голикову, создавалась из резервных частей Московского военного округа. В ней было девять вновь сформированных дивизий, а когда она прибыла в район сосредоточения под Тулу, в нее были включены вышедшие из окружения 239-я стрелковая и 41-я кавалерийская дивизии. Таким образом, всего в ней было одиннадцать дивизий, и она подкрепляла южный фланг обороны Москвы в районе Рязани и Тулы. Почти весь личный состав был призван из запаса и не очень хорошо обучен. Армия была сформирована в течение трех недель, из них 14-15 суток личный состав обучался по 12 часов ежедневно.
В этой армии пришлось коллегам Хрулева потрудиться особенно много — призванным из запаса нужно было придать полный красноармейский вид. А дивизии, вышедшие из окружения, представляли собой почти то же, что и вновь формируемые.
В те дни на стол Хрулева ложились сотни заявок и донесений, вот лишь несколько фрагментов из них:
"Части ощущают затруднения в обеспечении личного состава теплым обмундированием. В частях недостает: шапок-ушанок нач. состава 12877, шапок-ушанок для рядового состава 50233, телогреек ватных 136784, шаровар ватных 168754, гимнастерок суконных нач. состава 6466, шаровар суконных 8221, свитеров 25107, перчаток теплых 89907, рубах теплых 105952, кальсон теплых 89907, подштанников полушерстяных 112534…
Большой недостаток обуви недостает 4700 пар ботинок… Причины недостачи вещевого имущества: 1. Соединения, прибывшие из внутренних округов, не имеют теплого обмундирования; 2. Выходящие из окружения бойцы и командиры теплого обмундирования не имеют".
Но стали вскоре поступать и такие сообщения:
"В результате проводимой работы… бытовое обслуживание бойцов и командиров улучшилось. В большинстве частей бойцы и командиры получают горячую пищу два раза в день. Улучшилось снабжение личного состава… Но нет кипятильников, кипятить чай не в чем. Во многих частях недостает большого количества кухонь и котлов…
См. также
«Позади Москва, отступать некуда!»
Битва за Москву: воспоминания Хрулева
7 ноября 1941 года: парад на Красной площади
Карпов В.В. “Генерал армии Хрулев. Все для Победы. Великий интендант.”