Российско-абхазские отношения без вреда для суверенитета
Вопрос государственного суверенитета имеет ключевое значение в судьбе народов. У республик Абхазия и Южная Осетия, при определенном сходстве военно-политических процессов, своя историческая судьба и приоритеты в государственном строительстве. Обе республики завоевали право на независимость в тяжелой и кровопролитной борьбе с грузинскими националистическими властями.
Война, через которую прошли две республики являлась не политической, с ограниченными целями и гуманным отношением между воевавшими сторонами, а тотальной, направленной на уничтожение абхазского и осетинского народов со стороны Грузии. Абхазы и осетины смогли найти силы выстоять и победить, несмотря на огромные человеческие и экономические потери в конфликте и последующий период блокады.
Признание РА и РЮО со стороны России создало новую политическую реальность и предоставило ресурсы для социального и экономического развития. Но в послевоенный период особенно четко проявились различия в политической повестке между двумя независимыми республиками. В каждой из них сформировалось различное и обусловленное своими политическими процессами представление дальнейшей судьбы государств и перспектив их взаимодействия с РФ.
В абхазском обществе обостренно воспринимают любые высказывания о возможном присоединении к России. Независимость и суверенитет неоспоримы и любые разговоры об их утрате, воспринимаются обостренно.
В высших эшелонах российской власти прекрасно понимают неприятие абхазами любых политических проектов, которые прямо или косвенно связаны с потерей государственности, и то сопротивление, которое оказывается при начале их реализации. Поэтому интеграционные проекты могут быть хоть и глубокими по своему содержанию, но исключительно в формате взаимодействия двух независимых стран, а не включения Абхазии в состав России.
В союзнических отношениях есть вопросы, которые требуют особого внимания и деликатности: приобретение собственности россиянами, которые не являются гражданами Абхазии, и работа прозападных НКО.
Абхазское общество показало неприятие идеи продавать недвижимость иностранным гражданам. Но есть возможность разработать систему дополнительных гарантий при долгосрочной аренде и реализации инвестиционных проектов, строго соблюдая конституцию государства.
НКО также является болезненной темой, особенно в современных условиях. Взаимодействие с теми неправительственными организациями, которые представляют страны враждебные России, неприемлемо ни с точки зрения союзнических отношений РФ и РА, ни с точки зрения суверенитета самой Абхазии. Тем более, руководители данных НКО и стран, в которых они зарегистрированы, вообще не признают независимость республики. Для них она – часть Грузии. Герои, отдавшие свои жизни за право быть свободными, считаются военными преступниками, а грузинские палачи, наоборот, – героями.
Другой вопрос – Москве нужно активно работать в пространстве НКО Абхазии, привлекать к себе активных и неравнодушных людей и системно финансировать абхазские организации. Предоставление дополнительных ресурсов, в частности, грантового финансирования позволит реализовывать проекты, имеющие научную и социальную значимость для российско-абхазских отношений.