Запахло вкусненьким. На гастрономическом фестивале угощали 63 региона
Фестиваль «Вкусы России» по праву мог бы именоваться «Вкусы, запахи и звуки России»: то, как тягуче пах мурманский вяленый ёрш и звонко хрустел воронежский огурчик, мы запомним надолго.
Четыре дня на 22 фестивальных площадках в центре и округах москвичей ждали производители из 63 регионов. Гости представляли почти 300 торговых марок – лучших участников национального конкурса региональных брендов продуктов питания «Вкусы России». «Я даже не думал, что это будет так здорово, – сказал мэр Собянин, увидевший разнообразие ассортимента. – Все продукты уникальны, удивительны, начиная от Камчатки и заканчивая Калининградом, Крайним Севером, Крымом».
Петух на разогреве
Желание поехать накупить деликатесов ушло на второй план, когда в фестивальной программе глаз выхватил кулинарное шоу «Царская уха из петуха». Шоу начиналось по-театральному – в 19.00. На сцене парка Горького бренд-шеф столичного ресторана Виктор Белей своим белоснежным поварским костюмом контрастировал с угольно-чёрной чугунной кастрюлей. Рано утром он отправил в русскую печь, установленную в ресторане, увесистого петушка. 12 часов тот томился. В парк посудину доставили с плотно закрытой крышкой, чтобы не улетучилась ни одна молекула аромата наваристого бульона. Зрители затаили дыхание, тяжёлая крышка поднялась – и нам явилась... голова осетра. Всё это время царь-рыба составляла петуху компанию. Дальше как в калейдоскопе: повар клал морскую капусту, щавель, красную икру и маринованные в укропном масле огурцы. Уха готова! К каждой порции полагался лакомый кусочек – филе рыбки. Не давал покоя вопрос об участи томлёного петуха. Оказывается, свою роль он отыграл и съедается отдельно.
На Пушкинской набережной плотным вертикальным столбом стоял дым от лотков, торговавших чем-то вкусным, шкварчащим на огне. Ростовская область угощала приазовским кроликом, Ярославская – пловом из угличского перепела. Брызгали соком коми-пермяцкие пельмени посикунчики, пеклись аланские пироги с листьями свёклы и сыром. Прав был классик: «Дым Отечества нам сладок и приятен».
Мёдом намазано
Оксана Лебедева с дочкой Дарьей привезли душистый таёжный мёд. Их пасека расположена в 160 км от Хабаровска. Главными медоносами служат липа, аралия, амурский бархат и другие лесные растения, в том числе те, которые встретишь только на Дальнем Востоке. «Я продолжаю дело папы. Самый необычный наш мёд – серпуховый, пчёлы собирают его с фиолетовых и пурпурных цветков серпухи венценосной, которая растёт в горах, – протягивает банку Оксана. – Кстати, любой мёд будет лечебным, если его употреблять регулярно, особенно с водой по утрам».
В казанской палатке эксклюзив на эксклюзиве. «Вся продукция халяль, – уточняет участница из Татарстана Альфия Махмутова. – Концентрат из косточек винограда спасает от 99 болезней. Наши ребята привозят сырьё из Крыма, изготавливают в Казани эликсир и продают в другие города, а все доходы отдают на помощь бездомным. Конскую колбасу казылык вы знаете, но утиный казылык в мире никто, кроме нас, не делает».
Оренбургская область выделялась на фоне других торговых палаток упаковками с портретом Гагарина. Он учился в тех краях в военном авиационном училище. В память об этом его фирменная улыбка попала на коробочки мармелада из тыквы, моркови, арбуза, облепихи и смородины.
В нынешнем году 55 лет исполняется Еланскому сыродельному комбинату Волгоградской области. Предприятие с традициями не почивает на лаврах. «Следим за тенденциями, экспериментируем, и практически каждый год появляются новинки», – признаётся инженер по качеству Татьяна Горбунова. С технологом комбината Дарьей Павловой они порекомендовали нам приобрести к летнему пикнику сыр для жарки.
К диковинкам фестиваля мы причисляем первый в России музей марципана. С 2011 г. калининградцы Александра и её отец, заслуженный художник РФ Пётр Торопов, знакомят жителей города и туристов с богатой историей сладости из орехов и сахара. В Средневековье она считалась лекарством от душевных недугов и продавалась в аптеках. В России первые фабричные марципаны изготавливались немцами в Кёнигсберге. После депортации немцев в 1947 г. ремесло было утрачено. И Тороповы восстановили рецептуру, вернули подлинный вкус.
Как пить дать
«Напиток для радости!» – выкрикивал пермяк, наливая в дегустационные стаканчики «Комбучу» – шипучку из чайного гриба, полезную альтернативу известным газировкам. Ощутимо приумножив радость, мы отправились к прилавку с товарами рязанских производителей. Продавец Кирилл Сухов пообещал долголетие, если будем пить травы, собранные у реки Солотчи: иван-чай, лепестки дикой розы, бадан, клевер, землянику, мяту и др. Этого волшебного чая рязанцы производят лишь 30 кг в год.
Игорь Пузырёв из Новосибирска привёз на московский фестиваль чайные напитки на основе чаги. «Мы изучаем её полезные свойства в нашей фабричной лаборатории и лаборатории Академгородка, – рассказал он. – Она подходит почти при всех заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Используйте как экспресс-средство: залёг фастфуд камнем в животе – пейте чагу. Однако при заваривании помните, что для чаги губительна температура выше 80 градусов».
По всей Москве шли бесплатные мастер-классы. В Вешняках мы попали на занятие по русским промыслам. В Тёплом Стане пекли сукыр кинде – пирожки с мёдом и лесными ягодами, любимые в Республике Марий Эл. В Южном Бутове придумывали дизайн обложки кулинарной книги с рецептами сибирской кухни. Плодами мастер-класса Валерии Аниськиной в парке Горького воспользовались в последний день фестиваля. Девушка научила плести авоськи: из 16 двухметровых верёвочек вышла вместительная сумка. Жаль, 170 т продукции фестиваля в ней, как ни старайся, домой было не унести.