За неделю судебного рассмотрения дела «о сговоре с целью захвата государственной власти» настоящего сговора не оказалось
С 29 июля Минский областной суд рассматривает так называемое дело «о сговоре с целью захвата государственной власти». Первоначально суд должен был проходить в закрытом режиме, но неожиданно судья поддержал ходатайство политзаключенного Александра Федуты и сделал рассмотрение дела открытым. «Белсат» собрал информацию о том, что же происходило на заседаниях в течение недели.
В так называемом деле «о сговоре с целью захвата государственной власти» обвиняются 10 человек. Но за решеткой только пятеро человек, которых и судят. Это Александр Федута, Юрий Зенкович, Григорий Костусев, Ольга Голубович и Денис Кравчук. КГБ также обвиняет в этом деле Дмитрия Щигельского, Александра Перепечко, Павла Кулаженко, Виталия Макаренко и Игоря Макара. Но эти лица остаются за границей и на свободе.
Пятерых обвиняемых задержали в апреле прошлого года, с тех пор они за решеткой. Известно, что Юрия Зенковича обвиняют по ч. 1 ст. 357 УК («Заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем»), ч. 1 ст. 361-1 УК («Создание экстремистского формирования и руководства им»), ч. 3 ст. 361 УК («Публичные призывы к захвату государственной власти»), ч. 3 ст. 130 УК («Разжигание социальной вражды»). Александра Федуту и Григория Костусева обвиняют по ч. 1 ст. 357 УК («Заговор с целью захвата государственной власти неконституционным путем»). А Ольгу Голубович и Дениса Кравчука – по ч. 1 ст. 342 УК («Активное участие в групповых действиях, грубо нарушающих общественный порядок»).
После арестов Юрия Зенковича и Александра Федуты в Москве Лукашенко заявил, что заговорщики разрабатывали несколько сценариев «государственного переворота» в Беларуси. Изначально они якобы планировали ликвидацию Лукашенко на параде 9 мая. Но поскольку реализация такого сценария была сложной, они отказались от этого и решили совершить нападение на кортеж. Для этого они приобрели и привезли в Беларусь гранатометы. Но и этот сценарий стал невозможным, ведь автомобили в кортеже двигаются довольно быстро и попасть в них из гранатомета очень сложно. Поэтому выбрали третий вариант – нападение на загородную резиденцию Лукашенко. И на эти цели даже выделили $ 10 млн, а на снайпера – $ 1 млн. Правда, Лукашенко не сказал, кто выделил деньги и кому они поступили.
Позже после этих высказываний беларусское государственное телевидение показало фильм под названием «Убить президента». Фильм создали на основании материалов КГБ. Авторы рассказывают, что совершить государственный переворот в Беларуси хотели ЦРУ, ФБР и Соединенные Штаты в целом. За неделю судебного рассмотрения этого дела пока таких заявлений и слов не прозвучало.
Предполагалось, что рассмотрение дела, которое проходит в Минском областном суде под руководством Владимира Орешко, будет происходить в закрытом режиме. Но 29 июля вдруг заседание сделали открытым. Благодаря этому и известно, как проходит суд.
В течение недели зачитывали обвинения, допрашивали фигурантов дела и начали допрос свидетелей.
Известно, что Ольга Голубович и Денис Кравчук признали свою вину. В деле «о сговоре с целью захвата государственной власти» они проходят как лица, получавшие деньги от Юрия Зенковича и оставлявшие их в определенных местах.
Александр Федута свою вину признал частично и не согласился с озвученными в обвинении мотивами. Григорий Костусев вины не признал. Политик заявил, что принимал участие в онлайн-конференциях «заговорщиков» как слушатель. А вот Юрий Зенкович, как стало известно на четвертый день рассмотрения дела, полностью признал свою вину еще на этапе предварительного расследования. Мало того, политик подписал соглашение со следствием, в котором озвучил чистосердечное признание и заявил, что обязуется помогать в расследовании и разоблачить всех участников преступления. В соответствии с беларусским законом, Зенковичу не может быть назначено наказание большее, чем половина от максимального.
В ходе рассмотрения дела стало известно, что участники так называемого заговора устраивали онлайн-встречи, в ходе которых обсуждали возможности смены власти в Беларуси. На встречах звучало, что бархатная революция нашей стране не подходит. Поэтому обсуждали возможную смену власти силовым путем. По крайней мере такую позицию занимали Дмитрий Щигельский и Юрий Зенкович.
В зале суда также стало известно, что работники КГБ следили за участниками онлайн-разговоров. Позже силовики представлялись военными, желающими присоединиться к подельникам и предложили перенести встречи из сети. Так, в итоге, Юрий Зенкович встретился с «силовиком» Алексеем Журавским. Последний убеждал политика в том, что многие из силовиков хотят стать на сторону народа и говорил, чтобы Юрий Зенкович вел переговоры о захвате власти в Беларуси с представителями посольства США.
Стоит отметить, что у Александра Федуты и Григория Костусева за время заключения сильно ухудшилось здоровье. У Федуты обострилась подагра и мерцательная аритмия, а у Костусева обнаружили онкологическое заболевание. По этой причине обвиняемые информируют судью о плохом самочувствии и просят перенести рассмотрение дела. Обычно судья идет навстречу таким обращениям. Следующее судебное заседание по делу состоится в понедельник 8 августа в 10 утра.
Николай Катков / Герон belsat.eu