Гвардейцы тыла. Первый участок. «Журавли» и «Секретки»
4. «Журавли» и «Секретки»
Некоторые изделия завода, такие как тормозная и кольцевая ленты, армполотно, набивки «рациональ», изготовлялись с применением латунной проволоки. На завод её привозили диаметром 0,9 миллиметра, а для технологии требовалась толщина от 0,2 до 0,15 миллиметра. Протяжкой проволоки до нужной толщины и занимался проволоко-тянульный цех. Здесь были установлены станки для предварительной протяжки, их называли в то время «журавлями», скорее всего из-за длинного и высокого кронштейна с блоком, при помощи которого разматывалась бухта с проволокой. А для окончательной протяжки были предназначены другие станки, называемые «секретками», была и профессия такая - секретчица.
Латунная проволока заправлялась в алмазные фильеры (калибры) и при помощи системы ступенчатых конусных валиков через мыльную эмульсию протягивалась до нужных размеров. Кроме алмазных, применялись фильеры и бриллиантовые, измеряемые в каратах, естественно, что и контроль за их использованием был строжайший. При протяжке проволока становилась грубой, ломкой. Для устранения ломкости применялся отжиг, была и профессия - «отжигальщик», работали здесь только мужчины. В цехе были установлены две печи, одна электрическая, другая - на дровах. Проволока на тяжёлых металлических катушках - навойках ставилась в печь и при температуре до 600 градусов отжигалась. Потом она охлаждалась в баках с водой, перематывалась на маленькие катушки и отправлялась в прядильное отделение и цех армполотна.
Оборудование цеха, эвакуированное из Ленинграда, состояло из одного станка предварительного волочения и четырех - окончательного. Но, как уже говорилось, их мощностей явно было недостаточно и к концу 1942 года своими силами были изготовлены и установлены ещё три станка.
Вместе с оборудованием из Ленинграда прибыли три во-лочильщицы (секретчицы). Среди них были Вера Николаевна Московских (Соловьева) и Прасковья Константиновна Старкова. Последняя - одна из немногих «могикан», доживших до наших дней. Мне довелось с нею встретиться накануне 60-летнего юбилея завода, когда ей исполнилось уже 86 лет. Выглядела она вполне бодро, о молодости вспоминала не без юмора, чувствовалось, что она из тех, кому палец в рот не клади.
В Ленинград П.К.Старкова приехала из Калининской области, шесть лет жила в «прислугах», в 1937 году сестра привела её на Асбестовый завод. Работала сначала «алмазницей», то есть шлифовала фильеры, потом освоила все профессии, что были в цехе. В Асбесте сразу стала обучать молодёжь.
- Пришли к нам девчонки и пацаны лет по 14-15. Заставляю их помыться после смены, так отнекиваются, дома, мол, помоемся. А самим лестно идти по улице чумазыми. Рабочий класс!
Трудилась Прасковья Константиновна на совесть, всегда была в передовиках, признавалась лучшей по профессии, грамот и медалей - целая папка.
-Я ведь прямая была, - вспоминает ветеран, - в глаза правду-матку лепила. Начальству это не нравилось, понятно. Только и грозили выговором или премии лишить. А когда получала трудовую книжку, уходя на пенсию, обнаружила, что благодарностей и грамот всё же побольше.
Вера Николаевна Соловьева (Московских) прибыла в Асбест в августе 1941 года вместе с людьми и оборудованием Ленинградского завода. В проволоко-тянульном цехе владела всеми профессиями, активно обучала молодежь. Была стахановкой. Благодаря таким работникам, как она, цех во время войны был одним из передовых на заводе. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», знаками отличия.
Вот такие они, наши ветераны!
Первым начальником проволоко-тянульного цеха был скорее всего Евгений Никольский. В музее завода о нем нет никаких данных, но есть заметка из газеты «Асбестовский рабочий» от 20 марта 1942 года, где рассказывалось о людях цеха:
«Начальник цеха т.Никольский осуществляет роль полноценного командира производства, по-деловому помогает стахановцам повышать производительность труда. Почти все время т.Никольский находится около станков и машин, дает практические указания и советы работницам своего цеха».
По воспоминаниям ветеранов Никольский был призван в армию и погиб на фронте.
Вторым начальником цеха стал Павел Михайлович Пахомов, 1908 года рождения, ленинградец. На Асбестовом заводе с 1927 года, сначала волочильщик, потом старший мастер. С началом войны ушёл добровольцем в истребительный батальон НКВД. Был ранен, награждён медалью «За оборону Ленинграда». С августа 1942 года у нас на заводе, назначен начальником проволоко-тянульного цеха. Потом работал с 1944 года начальником подго-товительно-прядильного производства. Всегда был деятельным, энергичным руководителем, болеющим за состояние своего коллектива, обладал хорошими организаторскими способностями. Дважды награждён медалью «За трудовую доблесть», а также «За доблестный труд».
Павел Михайлович стал основателем трудовой династии Пахомовых, на заводе работали его сын Юрий - электрослесарем, сноха Наталья Романовна трудилась в заводской лаборатории 38 лет, была активной общественницей, сначала в комсомоле, потом в профсоюзе, участвовала в художественной самодеятельности. Работало на заводе и третье поколение Пахомовых - внуки Александр и Антон.
Следующим начальником проволоко-тянульного цеха в 1944 году и на долгое время стал Сергей Фёдорович Андреев. Коренной ленинградец, работник Асбестового завода, он с первых дней войны воевал в ополчении на защите города. Часто выполнял задания по ликвидации диверсантов. Был тяжело ранен, отправлен в госпиталь. Награждён медалью «За оборону Ленинграда». В 1942 году он был уже на Урале, на заводе, в своем родном цехе. Как хороший специалист работал сначала мастером, потом с 1944 года начальником цеха. Всегда был энергичен, активен. Не хватает алмазных фильеров - заменяет их победитовыми, нет специалистов - организует курсы, вечерами иногда сам становился к станку, чтоб не стояло дело. Был активным рационализатором, много сделал для развития своего цеха.
Под стать ему была и его жена - Лидия Михайловна Андреева, тоже отдавшая цеху, считай, всю жизнь. На Ленинградском асбестовом заводе - с 1932 года, после школы ФЗО. В цехе владела всеми профессиями, работала и мастером. С первой группой ленинградцев ей уехать не пришлось. Завод остановили. Оставшихся рабочих направляли на рытьё окопов, разборку домов, завалов, готовили госпитали. Дров не было, всю мебель сожгли. А когда в 1942 году отправили на Урал, она отпросилась у старшего, заехала в госпиталь и забрала с собой раненого мужа Сергея Фёдоровича. У нас на заводе работала отлично, всегда была в передовиках, обучила много молодёжи, имела поощрения и награды.
Поделились своими воспоминаниями и ныне здравствующие ветераны, работавшие в цехе с первых дней его пуска - М.М. Куракина (Пиянзина) и Н.Г. Коковина (Боровских).
Мария Михайловна Куракина (Пиянзина) пришла на завод в 1942 году, когда ей не было ещё и шестнадцати. В проволоко-тянульном цехе училась у Л.М.Андреевой, была сначала пере-мотчицей, потом секретчицей, старшим шлифовщиком, а когда предложили стать мастером, была и на этой должности, только пришлось пойти в школу поучиться. О тех годах вспоминает: «Была комсомолкой, поручения выполняла. Помню, как солили капусту в больших чанах, одевали сапоги резиновые и топтали. Участвовала в драмкружке (руководила Ольга Огнева), ставили пьесы, выступали». Отработала в цехе 35 лет. Имеет все награды, что давали ветеранам. На заводе работали мать Татьяна Григорьевна, дочь, зять и сейчас - внучка, словом, трудовая династия.
Нина Григорьевна Коковина (Боровских) вспоминает: «В 1941 году закончила семь классов. Отца взяли на фронт, мать умерла, а нас, детей - трое. Вот и пришла в июле 1942 года на завод, а самой и шестнадцати не было. Училась у Зинаиды Григорьевны Темляковой на волочильном станке, который звали «секреткой». Освоила «секретку», а на очереди были «журавли», а позже и немецкие «кратусы». И учениц давали чаще всего мне, столько их обучила, что всех и не помню. Зато помню подруг по работе - Нину Молочкову, Тосю Козлову, Машу Кунникову, мастеров - Мишу Смоленцева, Колю Аржиловского, Колю Казанцева».
Нина Григорьевна отработала на заводе больше тридцати лет, награждена знаком «Отличник Миннефтехимпрома», медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и Ленинской юбилейной.
Продолжение следует.
А.В. Пономарев. "Гвардейцы тыла" (История завода УралАТИ 1941-1945 гг.) 2005 г.