По деньгам не бьется
Внимание! Сейчас будет очень важная информация. Поделюсь тайным знанием. Всем известно, что в Псковской области не хватает врачей и учителей. И только одна я знаю, как радикально решить проблему. Разом насытить кадрами школы и больницы. Все просто.
Поднимите зарплаты.
Telegram-канал «Равенство.Медиа» опубликовал рейтинг учительских зарплат в стране. Ожидаемо, самые высокие оказались в столичных регионах и на нефтяном Севере. Не менее ожидаемо псковские педагоги оказались в числе аутсайдеров, на шестой строчке с конца. Считали соотношение зарплаты и прожиточного минимума. На Псковщине за прошлый год коэффициент получился 2,1. В том году прожиточный минимум в области составил 11 807 рублей, нехитрое перемножение каждый способен выполнить самостоятельно.
50 тысяч рублей подъемных, введенные для педагогов в 2009 году еще губернатором Турчаком, прибавили образовательной сфере оптимизма. Тогда прибавили. Но прошло 13 лет, в реке Великой утекли тысячи кубометров воды, а деньги превратились в пшик. Правда, появились федеральные программы «Земский учитель» и «Земский доктор». За миллион рублей предлагают отработать пять лет на селе. Для Псковской области село - это все за пределами Пскова и Великих Лук. Не пытаюсь никого оскорбить, только читаю условия программы: уехать на работу туда, где живет меньше 50 тысяч человек. Из Москвы селом одинаково видятся что Остров, что куньинская деревня Каськово.
Какую-то часть кадровых потребностей программа, безусловно, закрывает, хотя про массовые хождения в народ что-то не слыхать. Идея хорошая, но к миллиону на пять лет хорошо бы еще прилагалась в принципе достойная зарплата и нормальные условия жизни, от быта до досуга. Пока от окружающей действительности местные бегут, а неместные не спешат оставшихся учить и лечить.
Да и главная проблема все равно остается, потому что Псков и Великие Луки - это половина 613-тысячной области. Тут и дефицит кадров самый острый. Когда в школах к нехватке мест присоединился кадровый голод, выход был найден гениальный. На самом деле так считаю, не в укор управленцам среднего звена, которые как сумели, так и выкрутились. Не только ученики занимаются в две смены, но и учителя работают от зари до зари. В том числе, в начальных классах. С утра показываешь первоклассникам, как буквы разные писать, вечером учишь четвероклассников умножать 11 807 на 2,1. Ночью воешь от собачьей жизни.
По майским указам, учителя и медсестры должны получать среднюю зарплату по региону, врачи — две средних.
На бумаге все красиво, а если начать разбираться, то оклад в районе 8 000, а остальное — нагрузка значительно больше одной ставки и стимулирующие выплаты (которые давно никого не стимулируют, потому что воспринимаются частью зарплаты), доплаты за классное руководство и за работу с опасными заболеваниями. От натуги лопнешь, пытаясь разобраться, из чего состоит зарплата. Если кто рискнет жаловаться, то получает ответ, что в учреждении «тенденция к росту коэффициента совместительства». Мол, все ок, деньги те, какие и должны быть. Счетной палате и даже президенту приходилось не раз заставлять считать по-нормальному.
Конкретные медсестра и учитель, конечно, могут взять нормальную нагрузку, соответствующую режиму труда и отдыха и понятиям об эффективной работе — то есть одну единственную ставку. И даже принести в бухгалтерию текст майских указов с вопросом «где?» В ответ узнать, что считают в среднем по организации. У тех, кто упахивается на три ставки, показатели достигнуты, это ты сам не дорабатываешь. Ну, а то, что специалист превращается во взмыленную и агрессивную лошадь, так этой графы в отчете нет.
Система начисления зарплаты в бюджетных (синоним «экономных») учреждениях настолько запутана, что проще плюнуть, написать заявление на увольнение и собрать чемодан.
Я знаю, о чем говорю. Я в педе училась. Часть однокурсников пошли работать в школу. Через пару лет глядь: этот в Москву уехал, та в Питер подалась. Хлебнули местной учительской долюшки. Раз дети везде одинаковы, а разная только зарплата, выбор очевиден. Заведомо ясен он и для медиков. С наступлением эпохи ковида он стал совсем безальтернативным.
Медики ждали обещанных к 2021 году единых стандартов начисления зарплаты для всех регионов. Дождались того, что в начале этого месяца Минздрав сообщил, что регионы самостоятельно должны регулировать, какую часть зарплаты составляет оклад, а какую все остальное. Минфин денег не нашел, так что сами-сами. Фактически, это означает углубление разрыва в зарплатах за одну и ту же работу в соседних областях и краях. Педагогам и ждать нечего, их зарплаты давно на местном бюджете, иного никто не обещает. Почему самые важные специалисты - те, кто детей превращает в людей, и те, кто спасает жизни - должны быть наказаны за неразвитую на территории проживания экономику? Цензурного ответа нет.
Можно было бы, конечно, объяснить все региональным неравенством, низкой бюджетной обеспеченностью. Мол, своих доходов не хватает, центр мало денег присылает. Но вот в чем штука. Когда на рынке труда недостача каких-то специалистов, работодатели в борьбе за них применяют самый эффективный инструмент — деньги. Например, айтишников не хватает, очень востребованный спектр профессий. Конкретно программистам в Псковской области работодатели в среднем обещают 93,5 тысячи рублей. По СЗФО выше только в Питере и в Ленобласти. Все закономерно.
Вероятно, у нас дефицит толковых управленцев. Потому что им в Псковской области платят 13-ю зарплату. Не в смысле еще одну в конце года, а в смысле, что тоже был составлен рейтинг, сколько получают начальники по стране. Удивительное рядом, в кои-то веки Псковская область оказалась не на дне, а на целом 13-м месте.
И если в примере с программистами можно покивать на частные деньги, то с руководящими кадрами не выйдет. В регионе со слабенькой экономикой много управленцев в частном секторе не надо. Надо — в государственном. По ежегодным декларациям о доходах мы видим, что госслужащие высокого ранга не обижены.
Прямая пропорциональность «чем выше дефицит в отрасли кадров, тем выше зарплата» рушится, когда речь заходит об учителях и врачах. По деньгам не бьется. Выводы можно сделать только такие: раз платить им не готовы, выходит, не так они и нужны. Начальники останутся при своих деньгах и на своих местах, а свято место врача и педагога — пусто.
Юлия Магера