Bloomberg: Россия пристроит минимум половину «выпадающей» из-за эмбарго нефти
США и Европа своими «потолком цен» и эмбарго невольно играют на повышение стоимости «черного золота», причем себе в ущерб
Несмотря на введенное Евросоюзом с декабря нынешнего года эмбарго на российскую нефть, Москва сможет найти покупателей примерно на половину «выпадающего» объема топлива, пишет агентство Bloomberg.
Автор материала, ссылаясь на данные энергетической компании Kpler, полагает, что покупателями российского топлива могут стать Бразилия, Индонезия, Пакистан, Шри-Ланка, Южная Африка, а также некоторые ближневосточные государства. По данным компании, в предстоящую зиму они могут закупать в общей сложности около 1 млн баррелей сырой нефти в день. Кроме того, страны Ближнего Востока, которые будут получать ежедневно до 500 тысяч баррелей из России, получат возможность перенаправлять на экспорт аналогичные объемы, ранее использовавшихся во внутренней торговле между ними.
Как пишет автор Bloomberg, «соблазн состоит в том, чтобы поставлять нефть Urals на нефтеперерабатывающие предприятия и позволить таким сортам, как Arab Light, свободно поступать в Азию».
В связи с этим агентство РБК напоминает, что еще 12 сентября президент Индонезии Джоко Видодо заявил в интервью изданию Financial Times, что его страна рассматривает вопрос приобретения у России нефти для сдерживания роста цен на энергоносители. По его словам, правительство просто обязано найти способ для решения возникающих проблем у населения, поэтому вопрос о приобретении топлива у России будет рассмотрен. В связи с этим Financial Times отмечала, что российская сторона предложила Джакарте продажу нефти по цене на 30% ниже рыночной.
Вашингтон, в свою очередь, заявил, что режим ограничения цены на российскую нефть предусматривает ответственность для игроков на рынке, которые будут стараться скрыть происхождение приобретенного топлива или ее истинную покупную стоимость. По словам первого замминистра финансов США Адевале Адейемо, такие страны «столкнутся с последствиями в соответствии с внутренним законодательством юрисдикций, применяющих режим ограничения цен». Он выразил уверенность, что данные меры позволят снизить доходы России.
Как считает декан факультета международного энергетического бизнеса РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина Елена Телегина считает, что оценить объемы нефти, которые могут закупить у России государства, упомянутые агентством Bloomberg, пока сложно, но приведенный в публикации вариант вполне допустим.
— Здесь многое будет зависеть от того, по какой стоимости мы будем предлагать им топливо, с каким дисконтом. Потому что покупательная способность развивающихся стран, конечно, ниже, чем у западных, но если им предложить выгодные условия, то замещение с их стороны части европейского рынка вполне возможно.
«СП»: — У них сегодня высокая потребность в «черном золоте»?
— Их экономики растут довольно высокими темпами. Причем темпы роста превышают те, что демонстрируют западные страны. Поэтому энергетический вопрос для них весьма актуален, потребность в различных видах топлива есть немалая. Все будет, повторю, зависеть от условий, по которым им будет сделано предложение о покупке. Думаю, по цене 60 долларов за баррель и выше наша страна вполне сможет реализовать им нефть.
«СП»: — Насколько реальность установления потолка цены на российскую нефть?
— Этот предел страны Евросоюза и США будут устанавливать для себя. Они в любом случае не смогут распространить установленные границы на весь рынок. К тому же нефтяной рынок довольно динамичен и подвижен. И поставить барьеры для всех на нем нереально.
«СП»: — Заместитель министра финансов США обещал использовать влияние через перевозки и страхование.
— Вопрос страхования действительно довольно серьезен. Страховой рынок вообще довольно закрытый. А создавать новые страховые компании в таких случаях крайне сложно. Однако рынок топлива за годы своего существования выработал массу способов обхода вводимых ограничений, что случалось уже неоднократно. Думается, накопленный опыт будет учтен.
Главный редактор издания «Геоэнергетика. Инфо» Борис Марцинкевич замечает, что публикация Bloomberg свидетельствует о предстоящем перераспределении нефтяных потоков на рынке.
— Этот факт настолько очевиден, что его теперь признает даже упомянутое агентство. Объемы нефти, ушедшей с европейского рынка, просто перейдут на другой. Теперь государства Ближнего Востока будут поставлять топливо в Европу, а наша нефть потечет в Азию, откуда они уйдут.
«СП»: — Как это скажется на ее стоимости?
— Это, конечно, повлечет дополнительные издержки. Потому что на нефтеперерабатывающих предприятиях теперь придется менять технологию переработки, использовать другой состав химических реактивов и многое другое — чтобы все приспособить под российскую нефть Urals, а не на тот же Arab Light. Все это процесс, требующий дополнительных затрат, которые придется перекладывать на плечи конечного потребителя. Со всеми вытекающими экономическими последствиями.
«СП»: — Экономика стран, перечисленных Bloomberg, нуждается в больших закупках нефти?
— А здесь все просто — нужно просто взглянуть на численность их населения, динамику его роста. И все станет ясно, в том числе потребности экономики.
«СП»: — Наряду с нефтяным эмбарго западные страны вводят еще и предельный потолок стоимости нашей нефти.
— С того момента, как Соединенные Штаты и их шестерки по G7 объявили о введении потолка цены на российскую нефть, о поддержке этого плана пока не объявила ни одна страна, кроме тех, что находятся в подчинении Вашингтона. Потому что нефтедобывающие страны понимают — если нагнут Россию, то кто-то обязательно будет следующим. Это вообще может оказаться прологом к ценовому диктату Запада. Кстати, даже среди вассалов США данную меру не поддержала Япония, которая зависит от проекта «Сахалин-2» и не горит желанием навлекать на себя неприятности. А в Европе исключение по приобретению российской нефти сделано для Венгрии, Чехии и Словакии, получающих топливо по южной ветке нефтепровода «Дружба». Потому что для них сама организация новой схемы транспортировки нефти хлопотна и затратна. Впрочем, пока исключение сделано только на два года. Но что будет дальше — посмотрим.