Государственные социальные выплаты достаются ограниченному кругу лиц
В последние годы всё большее количество социальных выплат и льгот, имевших достаточно широкий круг получателей, «привязываются» к так называемому «критерию адресности и нуждаемости». В теории всё выглядит довольно гладко – как намерение поддерживать только тех граждан, которым это действительно необходимо. Однако на практике это благое намерение зачастую обращается в собственную противоположность: пособия либо не индексируются годами и становятся мизерными, либо условия их выплаты настолько ужесточаются, что их счастливыми получателями становятся только те семьи, которым даже выплата пособий не помогает выбраться из трудной жизненной ситуации.
Ярким примером социального пособия, которое вроде бы предназначается для широкого круга граждан, а сегодня либо скукожено до смехотворных размеров, либо доступно далеко не всем, является так называемая компенсационная выплата родителям детей, посещающим детские сады. Право граждан РФ на эту компенсацию продекларировано на федеральном уровне – в Законе «Об образовании». В частности, именно там зафиксирована обязательность выплаты такой компенсации и прописан знакомый всем родителям дошколят порядок, согласно которому (цитата) «размер компенсации… не должен быть менее двадцати процентов среднего размера родительской платы… на первого ребёнка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребёнка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребёнка и последующих детей» (п. 5 ст. 65 закона). При этом слова «первый, второй, третий» подразумевают всех детей в семье, а не только дошкольников: например, если в семье с тремя детьми детский сад посещает только младший, компенсация всё равно составит 70%.
Казалось бы, живи да радуйся, ежемесячно получая неплохие деньги. Увы, как бы не так. К сожалению, в суровой российской действительности все благие посылы федерального закона обнуляются содержащимися там же указаниями, что порядок обращения за компенсацией, правила её выплаты, а главное – тот самый «средний размер» родительской платы, исходя из которой она исчисляется, отданы на откуп регионам. Они же, к слову, должны изыскивать на эти выплаты деньги, а также вправе применять при установке этой выплаты те самые пресловутые «критерии нуждаемости». И в результате происходит именно то, о чём говорилось вначале: выплата либо становится копеечной, либо достаётся крайне ограниченному кругу лиц (не переставая при этом быть копеечной, кстати).
Одним из инструментов в руках региональных властей для проворачивания принципа «платить, но так, чтобы поменьше» стал в первую очередь тот самый «средний размер родительской платы». В большинстве регионов он был установлен очень давно – например, в Челябинской области данные цифры были утверждены аж в 2013 г. и с тех пор не менялись. Механизм, который обязывал бы чиновников регулярно пересматривать эти суммы, законодательством не предусмотрен. Немудрено, что по пути «утвердили цифру и забыли» сегодня пошли фактически все российские регионы. В результате, например, в Московской области размер компенсации высчитывается исходя из того, что «в среднем» родители платят в государственных садиках… 2162 рубля в месяц. Однако сегодня эта цифра справедлива разве что для малокомплектных детских садов на сельских территориях (и то не факт). В реальности в огромном количестве дошкольных учреждений на данный момент эта сумма минимум в два раза выше. И это притом что ПРЕДЕЛЬНЫЙ (то есть максимально возможный) размер платы за детский сад в Подмосковье аккуратно пересматривается ежегодно, и нет нужды говорить, что сумма оплаты устанавливается именно по верхней планке. При этом, как ни удивительно, «средний» размер, исходя из которого считается компенсация, остаётся неизменным который год. В итоге подмосковная семья с первенцем, который пошёл в садик, получает от «государственных щедрот» аж 432 рубля 40 копеек в месяц. Как говорится, без комментариев.
Тем не менее в той же Московской или упомянутой Челябинской области хотя бы обошлись без пресловутых «критериев адресности и нуждаемости», тогда как в других регионах ими вовсю пользуются даже применительно к этой и без того малюсенькой выплате. Например, в Курганской, Ивановской, Кировской областях такая компенсация полагается только малоимущим. Если учесть, что сумма этой компенсации (в частности, за первого ребёнка) редко доходит до 500 рублей, помощью это назвать довольно сложно.