Если есть у тебя хиджаб
Зачем Россия надевает хиджаб?
В наших СМИ много пишут о том, что улицы ряда европейских городов наполняются толпами беженцев и мигрантов из мусульманских стран. В 2005 году много шуму наделала книга «Мечеть Парижской Богоматери» писательницы Елены Чудиновой.
Основные события романа разворачиваются во Франции, где бóльшая часть населения принимает ислам, а практически всё культурное наследие Европы и произведения искусства уничтожены. Многие роман осудили за содержащиеся в нём антиисламские взгляды. Однако доля мусульман в Европе с тех пор заметно выросла. По разным оценкам, в ЕС сегодня находится от 19 до более чем 25 млн мусульман.
А что у нас, в России? Для начала отметим, что мусульмане – исконные жители Российской империи, Советского Союза и, конечно, России. Речь в первую очередь идёт о коренном населении Сибири, Поволжья, Северного Кавказа и Крыма. Но ведь на заработки в Россию приезжают работать и жить также граждане из Средней Азии и Закавказья.
По данным на 2018 год мусульман в России насчитывалось 25 млн человек. Об этом говорил председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин. То есть по числу представителей этой религии Россия и Европа практически сравнялись. Но ведь население России (145,1 млн) существенно меньше европейского (746,4), так что в процентном отношении мы уверенно вырвались вперед.
И если раньше про хиджаб, никаб, чадру и паранджу россияне, как правило, читали в книжках или видели эти предметы одежды в кино, то сегодня девушка в хиджабе на улицах наших городов – вполне себе привычное зрелище. Вообще, хиджаб стал неким символом исламизации России. Вот и давайте поговорим о нём.
Хиджаб в исламе
Многие ошибочно полагают, что в Священной книге Коран не сказано, что женщина должна закрывать голову. Не написано прямым текстом, но это никак не значит, что в исламе нет такого положения. Хотя, согласно текстам Корана, а также многочисленным хадисам, изначально требование носить хиджаб адресовалось лишь жёнам пророка.
Хиджаб – в буквальном переводе с арабского означает «завеса». В широком смысле слова это может быть любая одежда, соответствующая нормам ислама, которые называются природной скромностью. В традиционном смысле хиджаб – это женская одежда, прикрывающая всё тело женщины за исключением лица, кистей рук и лодыжек, поэтому под хиджабом понимается и особого кроя платье, скрывающее фигуру.
Но на Западе хиджабом называется только платок на голову. Впрочем, в России слово хиджаб тоже употребляется для обозначения традиционного мусульманского женского платка. Сегодня для многих этнических мусульман этот платок – уже не одежда матери и бабушки. Это вполне себе современный предмет одежды, подразумевающий соблюдение традиций и приверженность женщины исламу. Но что интересно: мусульманский хиджаб нынче шьют и массовые бренды вроде Uniqlo, и люксовые Dolce & Gabbana.
Покрывало на голову в древнеперсидской, ассирийской и месопотамской культурах было показателем высокого статуса женщины. Ношение платка рабынями и проститутками было уголовно наказуемо. Поэтому нельзя утверждать, что ислам «обязал» женщин носить покрывало, он лишь легитимировал уже имевшиеся в обществе обычаи.
Интересна история ниспослания «аята о хиджабе», которая приводится в «Сахихе» Бухари, второй по важности книге в исламе после Корана.
«Что же касается Умара, то он часто говорил Пророку, да благословит его Аллах и приветствует: «Покрывай (ухджуб) своих жён», однако Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не делал этого.
Однажды вечером жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам’а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней:
«Мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это), желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал аят».
(«Сахих» Бухари, 146)
Однажды вечером жена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Сауда бинт Зам’а, которая была высокой женщиной, вышла из дома, а ‘Умар обратился к ней:
«Мы узнали тебя, о Сауда!» (Он сделал это), желая, чтобы было ниспослано (откровение о необходимости ношения) покрывала, и Аллах действительно ниспослал аят».
(«Сахих» Бухари, 146)
Хиджаб в истории России
Немногие знают, что у Пушкина есть стихотворный цикл «Подражание Корану». И в нём есть такие строки:
«О, жены чистые Пророка,
От всех вы жен отличены:
Страшна для вас и тень порока.
Под сладкой сенью тишины
Живите скромно: вам пристало
Безбрачной девы покрывало.
Храните верные сердца
Для нег законных и стыдливых,
Да взор лукавый нечестивых
Не узрит вашего лица!»
Удивительно красивые строки. Выходит, Пушкин прекрасно знал Коран и традиции ислама.
Кстати, в хиджабах в Москве ходят сегодня и вполне себе русские девушки, вышедшие замуж за мусульман. Не знаю, видит ли РПЦ проблему в том, что её прихожанки всё чаще принимают ислам? Никаких мнений по этому поводу не встречала.
Просто напомню, что с момента установления Советской власти в России, Закавказье и Средней Азии началась борьба за свободу женщин. А такие атрибуты женской одежды, как паранджа, никаб, чадра и хиджаб свидетельствовали о закрепощении женщины, о том, что она по своему положению стоит ниже мужчин и не может сама решать не только, кем ей быть, но что и как ей надлежит надевать.
Конечно, борьба за свободную женщину Востока была долгой и трудной. Хочется упомянуть впечатления Серго Орджоникидзе, побывавшего в Туркестане в 1922 году. Их можно охарактеризовать так: жители Средней Азии были рады освобождению от царского режима, но на его обломках собирались строить не социалистическое, а исламское государство. Но с этим большевики смириться не могли. И уже к середине 1930-х паранджа стала редкостью. Вместе с ней в прошлое ушел и хиджаб.
Возвращение хиджаба
Но вернёмся к разговору о хиджабе в современной России. И опять скажем «спасибо большое» миграционной политике правительства РФ и лично господину Хуснуллину, приглашающего на работы в стройкомплексе страны тысячи граждан среднеазиатских республик. Однако одно дело – видеть даму в хиджабе на улице, а совсем другое – девочку в хиджабе на уроке в школе.
Но и тут процесс идет всё быстрее и быстрее. При этом напомню, что в России образование – светское, а не религиозное, и церковь отделена от государства, а школа от церкви. Под церковью я имею в виду не только православные заведения, но также еврейские, мусульманские и буддийские…
На практике это отделение как бы и не работает вовсе. Вице-президент рекламного английского агентства Ogilvy Noor мусульманка Шелина Джанмохамед написала книгу «Поколение М: молодые мусульмане меняют мир». Она доказывала, что хиджаб – свободный выбор женщины. В платке, мол, женщина может все то же, что и без платка: играть в волейбол на Олимпиаде, совершать научные открытия, встречаться с друзьями и даже флиртовать.
Хотя автор – англичанка, её мнение, безусловно, разделяют многие мусульмане и в России. Однако дело в том, что хиджаб – это не просто одежда. Он просто выглядит как одежда, но это – идеология и, как ни крути, она провозглашает «второстепенность» женщины, ее покорность, подчинение и угождение мужчине.
В 2017 году Чечня первым из российских регионов приняла закон, который разрешает школьницам ходить в учебное заведение в хиджабе – в соответствии «с национальными традициями и религиозными верованиями учащихся». На все возражения правозащитников чеченские парламентарии отвечали, что, мол, закон Чечни не запрещает носить школьникам ни еврейскую кипу, ни христианский крест.
Впрочем, не знаю, воспользовались ли правом на ношение кипы и креста евреи и православные Чеченской республики. Особо отмечу, что на федеральном уровне никаких замечаний руководству Чечни сделано не было. Видимо, центр не захотел даже и словесной перепалки после двух достаточно кровопролитных чеченских войн. И, подумаешь, платок на голове? Не паранджа же и даже не чадра. Но свойство любого действия – продолжаться и захватывать всё новые вершины. И вот уже новости из Тюмени.
Сначала СМИ сообщили, что дочь Ибрагима Давудова не хотели пускать в здание школы из-за хиджаба. Директор учреждения настаивала, что религиозные атрибуты в школе под запретом. Кто-то записал этот конфликт и выложил в сеть. Начались бурные споры. В спор включились представители диаспоры.
Следующая новость уже такая:
«Состоялась встреча с замгубернатора Тюменской области Алексеем Райдером, представителем дагестанской диаспоры Магомедом Ажуевым и директором школы Еленой Головчак. Мы пришли к примирению. Алексей Райдер сказал, что проблем с ношением платков (хиджабов) в Тюменской области нет.
«Просто заранее нужно предупреждать директоров школ»,
«Просто заранее нужно предупреждать директоров школ»,
– рассказал URA.RU отец ребенка Давудов.
Более того, было отмечено, что специально, чтобы разрешить ношение хиджабов, в школе Тюмени перепишут устав учебного заведения. Как говорится, «всё хорошо, прекрасная маркиза». Интересно, что в телеграм-каналах указывалось, что Ибрагим Даудов – вполне откровенный поклонник Джохара Дудаева, а на его странице «В Контакте» есть призывы к революции в России. Но, может, уже и нет этой странички, и всё эти телеграмм-блогеры врут.
Школа жизни или...
Через несколько дней после случая в школе СМИ сообщили: после активного обсуждения устав учебного заведения решили не менять, и при обсуждении школьной формы вернулись к запрету носить платок. Но и это был не конец истории.
13 сентября стало известно, что депутат Госдумы Бийсултан Хамзаев, избранный от партии «Единая Россия» в Дагестане, после скандала с хиджабом в Тюмени обратился в Министерство просвещения РФ. В обращении говорится:
«Мы знаем, как наш президент Владимир Владимирович Путин всегда подчеркивает силу России именно во взаимном уважении друг к другу ее разных народов, исповедующих разные традиционные религии, показывает пример всем чиновникам, всему государственному аппарату.
Именно такой частный случай, который произошел в Тюменской школе, становится предметом провокаций, ненужных дискуссий и широкого негатива в обществе. Более того, ситуация травмирует психику самого ребенка, который вместо поддержки и поощрения своей веры во Всевышнего получает некоторую степень осуждения».
Именно такой частный случай, который произошел в Тюменской школе, становится предметом провокаций, ненужных дискуссий и широкого негатива в обществе. Более того, ситуация травмирует психику самого ребенка, который вместо поддержки и поощрения своей веры во Всевышнего получает некоторую степень осуждения».
Депутат просит министра не только разобраться с хиджабом, но и провести тщательную проверку в тюменской школе, где случился скандал. Кроме того, в воспитательных целях он готов даже организовать командировку директору школы на Кавказ. В интервью с журналистами депутат посетовал, что мнение министра «мы так и не услышали».
«Пусть также письменно ответит – можно девочке платок носить или нет… Дайте нам чёткие определения»,
– сказал Хамзаев.
Короче, не удивлюсь, если вскоре речь всё-таки пойдёт о разрешении ношения хиджаба во всех школах России. А там и до чадры с паранджой дело дойдёт. А вообще, зачем девочкам в школу ходить? Пусть дома сидят, учатся готовить, шить и мужа ублажать.
Тем более что уже упоминаемый в статье вице-премьер РФ Марат Хуснуллин на совещании по вопросу достижения показателей национальных целей в сфере жилищного строительства и инфраструктурного развития регионов заявил, что
«Порядка пяти миллионов трудовых мигрантов необходимо привлечь в строительную отрасль России до 2024 года».
Как вы думаете, из каких стран приедут к нам эти миллионы?
- Автор:
- Анна Козырева
- Использованы фотографии:
- i.pinimg.com, slam.ru, arraid.org