Под санкциями и в виртуальном мире: как живут глухие крымчане
Спасительные жесты
Количество людей, не слышащих никаких внешних звуков, растёт с каждым годом во всём мире. Основные причины этого – чрезмерно громкая музыка и ухудшение экологии, считает Евгений Афонин. В Крыму, по его данным, насчитывается около четырёх тысяч человек с нарушениями слуха.
Громкая музыка — одна из причин ухудшения слуха.
При этом глухие люди делятся на несколько категорий в зависимости от того, насколько хорошо или плохо они слышат. Но большинство, по словам Афонина, не распознают ни звука, поэтому вынуждены общаться на языке жестов.
«Те, кто слышит хотя бы немного, обладают более широким словарным запасом. Тогда как основная масса глухих многих вещей просто не знают. Так происходит из-за того, что сам по себе жестовый язык ужатый: если в русском разговорном языке до 130 тысяч слов, то наш язык состоит из примерно 4,5 тысячи слов. Но этот объём позволяет глухим общаться», — заверяет собеседник.
Уходят в сеть
Однако нередко язык жестов играет злую шутку с глухими, особенно молодыми. Если люди среднего и пожилого возраста, особенно те, кто прошёл советскую школу, могут с лёгкостью читать, писать и понимать смысл материала, то молодёжь предпочитает общаться невербально, не вникая глубоко в содержание. Современных подростков-инвалидов мало что интересует, кроме гаджетов, с сожалением признаёт Евгений. Большинство их них предпочитают виртуальные чаты.
«У глухих есть свой способ связи посредством онлайн-видеоконференций, где они общаются жестами, — уточнил собеседник ForPost. — При этом текстовые сообщения мало кто отправляет».
Читайте по теме: Глухонемые туристы-пенсионеры заблудились на спуске с Ай-Петри в Крыму
И в этом кроется ещё одна проблема, которую очень непросто сформулировать даже председателю крымского отделения. По наблюдениям Евгения Афонина, с уходом более требовательной советской системы образования специализированные школы для глухих стали давать не настолько глубокие и обширные знания, как 30 лет назад.
«Когда к нам приходят люди, которые окончили советскую школу, они могут свободно читать и писать любой текст. У них есть ясное понимание смысловой нагрузки материала, — поясняет глава отделения. — Что касается современных выпускников, то картина гораздо печальнее: отдельные слова знают, но не всегда понимают связь между ними».
Язык жестов — упрощённый вариант вербального общения.
Евгений Афонин связывает это с уходом у молодых людей привычки к чтению. При этом при помощи жестов каждый из подростков поймёт практически любую мысль.
Дело в том, что задача сурдопереводчика, грубо говоря, заключается как раз не в дословном показе сказанного вслух, а в адаптации, упрощении вербальной речи до «ясельного» языка, объясняет собеседник ForPost.
Жертвы западных санкций
Чтобы крымские молодые инвалиды чаще покидали свой виртуальный мир и находили больше единомышленников в реальном, крымское отделение Всероссийского общества глухих проводит экскурсии и концерты.
«В музыкальных колонках звучат известные мелодии, а глухие выступают на сцене, передавая жестами содержание песен, — описал происходящее на концерте собеседник. — У нас есть единственный на весь Крым дом культуры в Симферополе, где проходят репетиции».
Меры поддержки крымских глухих этим не ограничиваются. Так, по словам Евгения, за счёт государства каждого инвалида с проблемами слуха бесплатно обеспечивают слуховым аппаратом, смартфоном для общения по видеосвязи, а также телевизором с телетекстом.
Каждому инвалиду слуха положен бесплатный слуховой аппарат.
Впрочем, наличие высоких технологий спасает не всегда: по миру глухих в Крыму, оказывается, тоже ударили санкции Запада. К примеру, популярное на материке мобильное приложение вызова помощи «Система 112» не работает на территории полуострова из-за ограничений платформы Google.
«Благодаря этому приложению глухой человек может сообщить о случаях порыва на сетях, о ДТП, вызвать бригаду «скорой» и многое другое. На экране телефона высвечиваются различные шаблоны сообщений на разный экстренный вызов. Человеку остаётся вбить адрес. Профильные службы, получив эту SMS, понимают, что её отправил глухой человек, — описывает работу «Системы 112» Евгений. — Это очень удобно, но в Крыму не работает. Мы не раз обращались с жалобами, но никто ничего поделать не может».
Читайте по теме: Крым получил спасительный номер
Сурдопереводчиков не хватает
Помимо техники, государство через общественную организацию Евгения Афонина обеспечивает услугами сурдоперевода. Однако и здесь не всё так гладко и радужно.
В Крыму каждому глухому положено лишь 40 часов в год специализированного перевода. После того, как глава Всероссийского общества обратился к президенту Владимиру Путину, эту норму увеличили до 84 часов в год, уточнил Евгений. Но и этого мало: к примеру, в Прибалтике, по словам собеседника, инвалид слуха получает 420 часов в год, а в особых случаях (допустим, он поступает в вуз) ещё больше.
Читайте по теме: Спецлинию вызова скорой помощи открыли для глухих Севастополя
Впрочем, в Крыму, как и во многих регионах России, этот дефицит напрямую зависит от острой нехватки специалистов.
«В Крыму на тысячу глухих работает 12 переводчиков, тогда как в идеале на каждую десятку глухих нужен один переводчик. Поэтому наши ребята просто горят на работе. У нас очередь на заказ этой помощи растягивается до двух недель», — констатирует председатель крымского отделения.
При этом с психологической точки зрения работа сурдопереводчика крайне тяжёлая, ведь проблемы глухого человека, как правило, приходится пропускать через себя, добавляет Евгений Афонин.
Выбирают спорт и творчество
И всё же вопреки всем трудностям глухие крымчане стремятся ни в чём не отставать от общества. Многие молодые люди, по словам собеседника редакции, выбирают спорт, поскольку государство дополнительно поддерживает эту стезю. Кроме этого, немало крымских ребят находят себя в творчестве, особенно в живописи. В этом им помогают коллеги из Всероссийской Ассоциации глухих художников.
Также в Москве работает театр глухих, представления которого пользуются большим успехом и у слышащих зрителей, поэтому некоторые крымчане отправляются в столицу за счастьем.
Немало возможностей есть и в родном краю. Как рассказывает Евгений Афонин, одна из швейных фабрик Симферополя охотно берёт на работу девушек с проблемами слуха. Швеи изготавливают качественную детскую одежду. Молодых людей также берут в такси и кассирами одного из сетевых супермаркетов.
«Конечно, поле для реализации талантов глухих людей уже, чем для здоровых людей, но возможности есть», — делится мнением собеседник.
И самое важное здесь – чтобы это взаимодействие работало в обе стороны. Общение глухих людей с теми, кто этим недугом не страдает, может подарить много радости инвалидам, если они чувствуют искреннюю поддержку и участие.
Пелагея Попова
Фото: pxhere.com