Не только «Белые розы». Сергей Кузнецов — для Шатунова и «Ласкового мая»
В Оренбурге скончался российский композитор и автор песен, создатель легендарной группы «Ласковый май» Сергей Кузнецов. Об этом aif.ru сообщил его помощник Ринат Масягутов. Последние годы Кузнецов тяжело болел, но продолжал работать. Несколько дней назад, 5 ноября, он выступил на большом концерте в Оренбурге; по словам помощника, уже тогда он жаловался на самочувствие. Кузнецова похоронят 13 ноября.
Несмотря на раскрученный образ продюсера Андрея Разина, который для многих и олицетворял «Ласковый май», настоящим создателем группы был именно Кузнецов. Он родился 6 января 1964 года в Оренбургской области, экстерном окончил музыкальную школу, недолго проучился в музыкальном училище, но бросил его. Во время службы в армии собрал свою первую группу и тогда же начал писать собственные песни — некоторые из них позже вошли в репертуар «Ласкового мая».
Ну а сам знаменитый коллектив появился в стенах школы-интерната № 2 Оренбурга, где Кузнецов вёл музыкальный кружок. Он объединил Вячеслава Пономарёва, который играл на бас-гитаре, и солиста Юру Шатунова; сам Кузнецов играл на клавишных. Уже первый альбом стал всесоюзным хитом, хотя и неофициальным — он распространялся на кассетах через кооперативные ларьки. Но группу заметили, пригласили в Москву, там к её раскрутке присоединился Разин — и вскоре Кузнецов уже оказался не у дел.
При этом Кузнецов был автором первых, самых известных хитов группы.
«Белые розы»
«Белые розы» — это название песни и одноименного, самого первого альбома «Ласкового мая». Правда, это был, скорее, мини-альбом — всего шесть композиций, автором музыки и слов которых был Кузнецов. К моменту записи — в феврале 1988 года — группа существовала уже больше года; её первое выступление состоялось в декабре 1986-го в стенах интерната. Затем «Ласковый май» нарабатывал репертуар и завоевывал Оренбург. Именно в рамках расширения репертуара Кузнецов и написал «Белые розы». В своей книге он вспоминал, что песня долго «не давалась», а окончательно она сложилась перед записью и благодаря Шатунову.
«Белые розы»... Вот про эту песню Шатунов, пожалуй, мог бы сказать: пою СВОЮ песню. Она действительно его. Не потому, что им написана. А в том смысле, что впитала в себя и магическую атмосферу оренбургского «инкубатора», и характер «маленького оборвыша», каким был Шатунов в свои тринадцать«, — писал Кузнецов.
«Лето»
Это песня появилась в репертуаре «Ласкового мая» ещё до первого выступления группы в декабре 1986 года. Более того, как раз она и дала коллективу его звучное название. Дело в том, что в песне есть строчки — «Нам кажется длинной зима-зима, но ласковый май вступит в права». Хотя название предложил сам Кузнецов, он не нравилось ни ему, ни другим участникам группы — но ничего другого перед концертом они не придумали, и в итоге вошли в историю как «Ласковый май». Впрочем, от этого простенькая песня приобрела второй смысл.
«Седая ночь»
Эта песня — тоже результат работы по расширению репертуара, которым Кузнецов занимался весь 1987 год. Запись же альбома в феврале 1988-го была сделана с одного дубля — Шатунов тогда торопился на хоккей и долго сидеть в студии не собирался. Но «Седая ночь» — вместе с «Белыми розами» — стала визитной карточкой не только «Ласкового мая», но и самого певца, и много позже, уже начав сольную карьеру, Шатунов пел эти композиции на каждом концерте.