Узник концлагеря, проживающий в Сочи, может получить от Германии € 2500
Решение о выплатах военнопленным германские власти приняли ещё в мае прошлого года. Только вот найти тех, кому полагаются деньги, оказалось непросто. В Сочи пока отыскали только одного ветерана, бывшего узника концлагеря.
Николай Яковлевич через пару недель будет праздновать 99-й день рождения. Ему трудно передвигаться самому, он полностью ослеп. Но ветеран хорошо помнит все, что пришлось пережить в немецких концлагерях.
Николай Маснюк попал в плен через 4 месяца после начала Великой Отечественной войны и практически до её завершения работал под дулом фашистских автоматчиков. Говорит, было все: и побеги, и травля собаками, и работа, от которой до сих пор бросает в дрожь. В вагонах для скота, набитых тысячами людей, он в прямом смысле исколесил пол-Европы, переезжая из одного концлагеря в другой и выполняя самую грязную, тяжелую и зачастую опасную работу. Спасала только вера в победу и надежда, что однажды он сможет вернуться к семье.
«Ой, мать честная, мать честная. Ужас, ужас. Так, уже думаю, на белом свете хоть побывать, увидеть свою родину, детей своих, потому что у меня дети, у меня семья была. Так я и вырвался», - вспоминает ветеран Великой Отечественной войны Николай Маснюк.
Теперь Николаю Яковлевичу положены две с половиной тысячи евро, как компенсация за ужасы войны. Выплата имеет индивидуальный характер, и родственники рассчитывать на неё не могут. Вот почему вопрос о сроках стоит остро. Но на оформление документов может уйти не один год. Чтобы получить компенсацию, ветерану предстоит собрать немало документов, чтобы юридически доказать немецким чиновникам то, о чём в тревожных снах ему постоянно напоминает память. Процесс долгий и изнуряющий, даже несмотря на помощь родственников. Хотя, конечно, никакие деньги ни вернут старику потерянное здоровье и не исцелят израненную душу.
