Польша запугивает Европу неизбежной зависимостью от России, игнорируя истинные причины проблемы. Какой урок на самом деле должен вынести Европейский союз из истории «Молдовагаза» и «Газпрома», объясняет ФБА «Экономика сегодня».
Европейские страны должны воспринимать газовый кризис в Молдавии как предупреждение о рисках зависимости от российской транснациональной энергетической компании ПАО «Газпром», поделился мнением с изданием Financial Times председатель нефтегазовой польской государственной организации PGNiG Павел Маевский.
«Разговоры о необходимости сокращать зависимость как Европы, так и, в частности, Польши от трубопроводного российского газа ведутся не один год. На самом деле мы видим, что более десяти лет доля энергетической компании "Газпром" в общих объемах европейского рынка энергоресурсов не уменьшается. Поэтому заявление главы концерна PGNiG следует воспринимать как одно из многих подобного рода», – сообщил ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
Парламент Молдавии 22 октября ввел в стране режим ЧП в ситуации нехватки газа. 25 и 26 октября страна заключила контракты о пробной закупке 1 миллиона кубометров газа у PGNiG и нидерландской Vitol, а 27 октября – 1,5 миллиона кубометров у швейцарской DXT Commodities и PGNiG.
Безрезультатная антироссийская политика
Попытки диверсифицировать поставки не помогли Кишиневу избавиться от «вражеского» голубого топлива даже после окончания долгосрочного контракта – единственным поставщиком газа в Молдавию остается Россия.
«Молдавия находится не на берегу моря, поэтому непонятно, как Кишинев хотел приобретать сжиженный природный газ в качестве альтернативы и перевозить его. Да, там также есть газопроводы со времен Советского Союза, но откуда их питать – неясно.
По окончанию старого соглашения "Газпром" пошел на компромисс и вывел болезненную политическую тему поставок газа в Приднестровье за рамки дискуссии. В результате стороны пришли к консенсусу», – напомнил эксперт.
Обновление договоренностей между Молдавией и Российской Федерацией произошло 29 октября текущего года, когда «Молдовагаз» и «Газпром» заключили новый контракт сроком на пять лет. Российская транснациональная компания по итогам встречи с делегацией из Кишинева в Санкт-Петербурге назвала соглашение взаимовыгодным.
Одним из основных условий Москвы в данной сделке было требование к Молдавии о погашении долга за поставленный в Приднестровье газ. Задолженность по голубому топливу за прошлые годы с учетом пени составляет 700 млн американских долларов – это бремя АО «Молдовагаз» за вычетом долга Приднестровья перед молдавской компанией.
Голубое топливо «Газпрома»
Общая задолженность АО «Молдовагаз», по данным «Газпрома», превышает 7,5 млрд долларов, из которых основная часть приходится на потребителей Приднестровья – свыше 6,8 млрд долларов. Молдавская сторона данное обязательство не признает и считает, что не обязана платить за газ, использованный спорным регионом в Восточной Европе.
Однако в Польше твердо уверены, что ситуация в Молдавии «имеет символический характер, потому что она ясно показывает, с чем Европа, которая в большой степени передает свою газовую инфраструктуру в руки России, может столкнуться».
Председатель нефтегазовой государственной компании PGNiG Павел Маевский считает, что «главный поставщик газа с востока жестко навязывает свои интересы», а «"Газпром" не друг Евросоюзу». При этом Маевский намекнул, что его польский концерн при необходимости готов поставить Молдавии дополнительные объемы газа.
Ситуация с молдавско-российскими переговорами, поясняет эксперт Александр Перов, дала очередной повод для пугающих заявлений об энергетической зависимости Европы от «Газпрома». Однако европейцы забывают, что альтернативных поставщиков, способных обеспечить их необходимыми объемами сырья, нет.