Главные новости Анапы
Анапа
Ноябрь
2014

«На Украину я везу… виноградную лозу»

С Зоей Ивановной Радченко, уроженкой карельского посёлка Спасская Губа, меня свела судьба в октябре, причём, далеко от Карелии – в курортном городке Анапа.
Она привезла из Петрозаводска в санаторий (в этом заведении отдыхала и я) подлечить внука-подростка, ходившего на костылях из-за своего недуга. В беседе выяснилось, что Зоя Ивановна уже давно, с 1988 года, живёт в городе Краснодоне Луганской области. У героини очерка двойное гражданство – российское и украинское.

 

С Зоей Ивановной Радченко, уроженкой карельского посёлка Спасская Губа, меня свела судьба в октябре, причём, далеко от Карелии – в курортном городке Анапа.

Она привезла из Петрозаводска в санаторий (в этом заведении отдыхала и я) подлечить внука-подростка, ходившего на костылях из-за своего недуга. В беседе выяснилось, что Зоя Ивановна уже давно, с 1988 года, живёт в городе Краснодоне Луганской области. У героини очерка двойное гражданство – российское и украинское.

В биографиях Зои Ивановны и её мужа, Сергея Васильевича, образно говоря, отразилась непростая судьба всех бывших советских граждан-переселенцев. Как им жилось в прежние времена на новой родине – Украине – и как живётся теперь, на переломе, когда Киев развязал гражданскую войну в Донбассе – об этом повествует от первого лица Зоя Ивановна Радченко (её фотографию, по вполне понятным причинам, мы не публикуем).

Украина жила сытно, пока не распался СССР

До переезда в Краснодон я сорок лет отдала Карелии. После школы – учёба в Петрозаводском университете, где и познакомилась я с будущим мужем Сергеем.

Оглядываясь назад, признаюсь, что наш брак получился на редкость счастливым. И с карьерой сложилось: мы многие годы проработали в крепком карельском совхозе: глава семьи трудился главным агрономом, а я – экономистом.

Потом мы перебрались в Донбасс. Переехали туда 26 лет назад. Как известно, тогда Украинская Советская Социалистическая Республика была частью Советского Союза. Донбасс был со всех сторон привлекательным регионом: давал много угля нашей необъятной стране, и снабжение продуктами и товарами шло по высшей категории, что немаловажно в возникшую тогда в СССР эпоху всеобщего дефицита. Да и другие плюсы имелись: тёплый климат и земля очень плодородная – как говорится, ткни палку в почву, всё вырастет! А уж, поверьте, руки приложить мы умели и всегда дело по душе находили. Я трудилась экономистом в райотделе городского учреждения – вплоть до последних лихих времён, у мужа тоже была интересная работа.

 

Жили мы в достатке: квартиру приобрели, под Краснодоном построили дачу – великолепный коттедж. Всё своими руками, конечно. А сад у нас – просто чудо! Взрослые дети, как водится, на Украину в отпуск приезжали. До недавней поры внуков привозили – их у нас четверо. Внучата, как правило, летние месяцы проводили на нашей даче. Досыта ели всякие овощи, также угощались ягодами и фруктами, начиная с клубники и кончая разными сортами винограда. Муж, опытный агроном, множество разных плодовых деревьев и кустарников в саду выращивал, соседи-садоводы только диву давались!

Вообще, в Донбассе народ – настоящий труженик, все семьи, в основном, жили зажиточно и стабильно.

Кто развязал кровавый майдан и гражданскую войну?

Хуже стало потом, в 1991 году, когда произошёл развал Советского Союза. Как известно, из состава СССР в числе первых вышла Украина, заявившая о своей независимости.

Так вот в одночасье мы очутились в новом суверенном государстве. В Краснодоне часть шахт закрылась, а в тех, что ещё оставались «на плаву», шахтерам зарплату подолгу не платили, они бастовали. Молодежь в большинстве своём уезжала на заработки в Москву.

Украина потихоньку превращалась в стихийный рынок и скатывалась в экономическую яму.

Даже мне, не политику, понятно, отчего сегодня развязалась гражданская война в стране. Ещё первый президент Украины Леонид Кравчук стал вести проамериканскую политику, эту тенденцию поддерживали и другие экс-президенты, пожалуй, кроме Виктора Януковича. Ну, а ныне действующий президент Петр Порошенко, как видим, стал «первым другом» Обаме. В западных областях, по инициативе США, давно ведётся обработка умов украинцев. На протяжении последних 20 лет страну сотрясали всяческие волнения; мы пережили сначала «оранжевую революцию», а в конце 2013 года – кровавый киевский майдан.

На кого же опирался майдан? Некоторые из его участников – безработные люди, съехавшиеся из разных областей. За «стояние» на площади им платили, их бесплатно кормили, подмешивая в еду наркотики (достоверно известно, что на Украину, преследуя свои политические цели, в огромном количестве доставляют наркотические вещества представители европейских стран – например, Германии и Польши). Майдановцы, в наркотическом угаре, зверели и шли бить и крошить всё и вся! Кровь полилась рекой.

Забегая вперед, расскажу, что летом этого года шла ожесточённая борьба между украинскими военными, пришедшими очистить Донбасс от «сепаратистов», и ополченцами, в частности, за восстановление контроля над Луганским аэропортом. Так вот, днём экстремисты отсиживались в подземных помещениях аэропорта, накачиваясь наркотиками, а по ночам, как полоумные, развлекались, паля из орудий в сторону ближних сёл и городов, в том числе Краснодона. В конце концов, ополченцы выбили их из аэропорта.

Сегодня в стране откровенный фашистский экстремизм. На Украине возрождается нацистская идеология. Одиозные радикалы вроде Ярошенко, Ляшко, Тягнибока правят бал, и это, считаю, грозит страшной катастрофой украинской стране. С подачи фашиствующих молодчиков, также в результате политического курса, взятого экспансивно настроенными, подзуживаемыми США политиками из Верховной Рады, украинский народ раскололся на два враждебных лагеря. Украина уже потеряла свою независимость, пойдя на поводу у Евросоюза. Лишь Донбасс, где проживает в основном русскоязычное население, отчаянно противостоит украинским военным.

Ужасы войны

Донбасс не жаждал гражданской войны – это правда! Зато её сильно жаждали в Киеве.

Когда Донецкая и Луганская области демократическим путём обрели статус народных республик, киевская хунта пошла на нас войной. Мы вынуждены обороняться. Достается Луганской республике. Впрочем, серьезные военные действия идут и в ДНР.

Этим летом, с начала июня, Краснодонский район подвергся интенсивному обстрелу со стороны киевских силовиков.

Поначалу мы даже не поняли, что над нашими головами засвистели снаряды. Слышны были взрывы в жилых кварталах, где разрушались дома. Конечно, было очень страшно. Авианалёты, стрельба из «Градов»… На глазах гибли мирные жители, сметались постройки. Мы прятались в подвалах и бомбоубежищах. Многие краснодонцы, в большинстве своём молодые, уехали в Россию.

Что примечательно, как только наступает затишье, краснодонцы возвращаются домой.

Всё лето в Краснодонском и Луганском направлении (Луганск от нас в 55-ти километрах) шли ожесточенные бои. Почему сосредоточились здесь? От пограничного пункта Изварино (этой весной его покинули украинские пограничники) до Краснодона очень близко, причем от Изварино до украинско-российской границы всего полтора километра. По «дороге жизни» открылось движение российских конвоев с продуктами и медикаментами в ДНР и ЛНР.

Силовики, желая уничтожить «дорогу жизни», бросали в бой необученных украинских мальчишек. Их прислали с запада страны воевать с юго-востоком. Наряду с тем, и наёмные каратели вступали в схватку с ополченцами.

Война – жестока. Сколько же непрошеных «гостей» погибло прошедшим летом, в том числе в Изваринском «котле» – по официальным данным, порядка трёх с половиной тысяч, а то и больше! Но гибли и защитники Новороссии.

Под натиском наших бойцов пришлось нацгвардии отступить вглубь Украины. Уходя с поля боя, украинские военные бросали тела погибших в траншеи и закатывали бульдозерами или вывозили большегрузами к заброшенным шахтам и сбрасывали в штольни. Это нелюди какие-то!

Потом ополченцы почти месяц занимались разминированием окрестностей. Предлагали нацгвардии забрать найденные трупы, но те не очень-то стремилась. Тогда бойцы ЛНР стали хоронить мёртвых - как полагается, в могилах, ставя кресты, ведь большинство погибших украинцев были православными. Словом, наши бойцы выполняли христианский и гражданский долг.

Лето выдалось жарким, столбик термометра держался свыше 30-35 градусов. Мимо сёл и городов по реке Большая Каменка то и дело плыли мертвецы. Смрад от неубранных разлагавшихся трупов на полях плыл над окрестностями. Эпидемическая обстановка опасная. Поэтому территорию, где недавно шли бои, выжигали огнём. Мы смотрели с терриконов, как пылает искорёженная земля – кормилица наша. Страшное это зрелище!

Украинцы –  пешки в чужой игре

Ещё долго можно живописать страшные картины о войне.

Например, о том, как зверствовали в ДНР и ЛНР украинские каратели – к счастью, Краснодон они так и не взяли, хотя часто засылали в город диверсантов, которых ополченцы успешно обезвреживали. Сколько же замучили фашисты мирных, ни в чем не повинных людей!

Сегодня счёт убитым в Донбассе уже перевалил за несколько тысяч. На юго-востоке Украины разворачивается трагедия, невиданная со времён Великой Отечественной войны.

Поверьте, мне близки чувства тех украинских матерей, кто до сих пор разыскивает пропавших без вести сыновей – тех мальчишек, кто был призван в армию Киевом и безжалостно брошен в пекло гражданской войны. Расскажу одну историю, особенно запавшую мне в душу.

Юные краснодонцы, желая хоть как-то прокормиться, собирали металлолом на местах боёв. Забрались в танк, что подбили ополченцы. И даже два обгоревших тела и зловонный трупный запах их не испугали. В этот момент зазвонил мобильный телефон, принадлежавший, очевидно, кому-то из погибших танкистов. Один из смельчаков-краснодонцев нажал кнопку. «Ой, сыночек, ты жив?! – раздался обрадованный женский голос. – А я уж подумала, что ты убит – звоню, звоню, и все напрасно». Краснодонец сурово оборвал её: «От вашего сына только кости остались!»

Таковы реалии жестокой гражданской войны, развязанной, повторю, не жителями Донбасса.

Нам-то давно понятно, что украинцев сталкивают с ДНР и ЛНР лбами политические силы США и Евросоюза. Увы, граждане Украины – лишь пешки в чужой игре. Если бы западные украинцы прозрели и поняли эту истину! Но, похоже, русофобия, ненависть ко всему русскому, взращенная не без участия США, в них слишком сильна, тёмная эта сила мешает прекратить военные действия и прийти к мирным переговорам.

Хочется дать украинским матерям совет: не покупайте своим детям бронежилеты и оружие – лучше объединитесь, встаньте стеной и не пускайте воевать сыновей в Донбасс. Ведь, как гласит известное высказывание, «кто на нас с мечом придёт – от меча и погибнет!»

И напоследок я, как и гражданка России, призываю россиян: сплачивайтесь и оказывайте поддержку президенту Владимиру Путину. Берегите мир!

От автора

В конце октября, когда лечение в санатории завершилось, я распрощалась с Зоей Ивановной и её внуком.

В день отъезда из Анапы даже удалось проводить новых друзей на поезд. Маршрут их был таков: сначала они добираются до Москвы. Затем Радченко посадит подростка в другой поезд «Москва-Петрозаводск» (по приезду в столицу Карелии его встретят родители). А Зоя Ивановна отбудет прямиком на Украину – через населённый пункт Каменка, что в 50 километрах от Краснодона. Дома её ждёт муж.

Прощаясь, Зоя Ивановна, сказала, указывая на багаж: «На Украину я везу виноградную лозу – надеюсь, она приживется в нашем саду». И тотчас круто сменила тему разговора: «Если ухудшится обстановка в Краснодоне – ведь всякое может быть – мы с мужем непременно вернёмся в Карелию. Там наши дети, внуки, там наш надежный тыл».

Помнится, тогда я была-таки ошарашена. Не понимала: зачем везти в Новороссию, где нынче война, виноградную лозу?! Какая-то блажь, думалось мне. Ведь, понятно, следует собрать пожитки и как можно быстрее уезжать из Краснодона в Россию!

Каждый вечер, мы, россияне, прильнув к экранам телевизоров, смотрим новостные выпуски, с волнением слушаем военные сводки. Переживаем за братьев-славян, что ежедневно, ежечасно подвергаются смертельной опасности на Украине. Не сдерживая слёз, печалимся и скорбим об убиенных людях…

А вот Зоя Ивановна, проявляя потрясающее легкомыслие и беспечность, рассуждала я, уехала в самое пекло войны.

Лишь спустя срок я поняла смысл происходящего. Разумеется, не за нажитое добро радела героиня очерка – хотя, понятное дело, его терять жалко. Психология гражданских людей, оказавшихся в экстремальных военных условиях, вполне объяснима: дескать, пока город держится, а снаряды не залетают в мою квартиру – жить можно. Уникальна и непознаваема русская душа! Крепок дух российский!

Вместе с тем, моя героиня свято верит и надеется, что вот-вот наступит мир на донбасской земле, и виноградная лоза, которую везла она домой, служила неким залогом мирной жизни – той, что грезится всем краснодонцам. Вопреки всему! Вера и надежда эта подкрепляется и тем, что неподалеку от Краснодона – российская граница. Родная страна. Ведь и сегодня Россия не оставляет Донбасс в беде, постоянно оказывая ДНР и ЛНР гуманитарную помощь.

…Я не знаю, что сталось сегодня с российскими украинцами – супругами Радченко. Надеюсь, что, по крайней мере, молох войны не зацепил их, и они живы...

При расставании я передала Зое Ивановне визитную карточку, где указаны телефоны сотрудников редакции «Вестей Приладожья», в том числе и мой. Надеюсь, что однажды услышу в телефоне ее голос: «Здравствуйте! У нас всё хорошо».

Татьяна Манакова

Фото из сети Интернет. 

 

 

 

  • Украина
  • Война
  • Общество



    Moscow.media
    Частные объявления сегодня





    Rss.plus




    Спорт в Краснодарском крае

    Новости спорта


    Новости тенниса
    WTA

    Соболенко уступила Свентек в финале турнира WTA-1000 в Мадриде






    Тула вошла в топ-10 популярных героических городов для путешествия в мае

    Тулу включили в топ-10 героических городов для путешествий в мае

    Сочи, Геленджик, Анапа и Краснодар вошли в топ-10 самых популярных городов России для автотуризма

    В Анапе после гибели 11-летней девочки в пожаре возбудили уголовное дело