Авторская аналитика (Комментарии): Еще пара слов на счет воскресных переговоров в Москве
Официального коммюнике до сих пор нет и, естественно, до его публикации любые мнения будут являться просто фантазиями и разглагольствованиями обычных посторонних частных лиц. Однако, сдается мне, кое в чем пофантазировать уже можно.
Судя по тому, что совместного текста итогов встречи не появилось ни после отъезда Олланда и Меркель из Москвы в субботу, ни после воскресной стадии "телефонного формата", достичь какого-либо соглашения не удалось. Хотя увязывание результата с новой встречей в "норманнском формате" в Минске, позволяет предположить, что стороны сохраняют надежду таки договориться. Потому окончательно канаты не рубят и мосты не жгут. Держится классическая театральная пауза. Причем, держится старательно. С российской стороны нет даже мелких информационных утечек даже по заведомо второстепенным моментам. Все словно в рот воды набрали. Зато мелкие утечки стали просачиваться с Запада. Они маленькие и всей картины не охватывают, но кое-какие выводы сделать уже позволяют. На сколько верные - покажет время, а пока попробуем их просто обозначить.
Во-первых, отказ США не только от поставок вооружения Киеву, но даже от продолжения финансирования украинского государства сильно контрастирует даже с позицией Вашингтона двухмесячной давности. Похоже, Америка действительно списала Украину "в боевые потери". Проект не сработал. Точнее, он не достиг всех заявленных целей. Дальше события развиваются по нежелательному сценарию и США намерены с поезда соскочить. Чтобы не оказаться связанными с закономерно печальным итогом украинской истории. Это подтверждается и заявлением генсека НАТО о нежелательности военной конфронтации с Россией и схожими по смыслу словами Госсекретаря США.
Во-вторых, Евросоюз тоже ищет выход из явно приближающегося тупика. Состоявшиеся в пятницу четырехсторонние (Германия - Франция - США - Украина) переговоры в Киеве говорят о том, что обсуждающийся план является не отдельной инициативой лидеров Европы или Вашингтона, это проект совместный, отражающий консолидированную позицию Запада, как Запад ее видит на данный момент.
В-третьих, судя по тому, на сколько Запад снова нудно заговорил про Минские соглашения, не смотря на заметное изменение обстановки, лежит прежний план. На то, что в свое время Киев публично отказывался от их соблюдения и отзывал закон об особом статусе ЛДНР, Запад принципиально закрывает глаза. За то всячески выпячивает аналогичные по смыслу заявления лидеров обеих непризнанных республик, чем пытается возложить ответственность за несоблюдение тех соглашений на "сепаратистов и управляющую ими Москву". Ну да не о том речь.
В-четвертых, коль Порошенко заговорил о миротворцах, напрашивается мысль, что былую минскую схему предлагается дополнить более широким миротворческим вмешательством. Чтобы не какие-то там наблюдатели ОБСЕ, которые никто и которых звать никак, там катались и просто фиксировали жалобы сторон на какие бы то ни было нарушения, чтобы в широкой полосе безопасности "стояли" миротворческие контингенты, физически не позволяющие сторонам друг в друга стрелять. В общем, не такое уж и новое изобретение. Запад, когда вляпывается в дерь... ээээ... дурно пахнущую неразрешимую ситуацию, каждый раз пытается выйти из нее миротворцем. Типа, пусть все остается, как есть, как-нибудь само рассосется, главное чтобы обе стороны признали нас главными и, хотя бы публично, перестали стрелять друг в друга.
Нельзя исключать, что тут нашла коса на камень. Запад пытается представить Россию одной из сторон конфликта, чтобы на этом основании отказать ей в участии в этом миротворческом корпусе. Москва себя таковой вполне естественно не признает и пойти на такие условия конечно же не может. А пустить на Донбасс российские воска официально, в каком угодно статусе, хоть под видом сил ОДКБ, категорически не желаем Киев. Он конечно на переговорах совершенно ничего не решает, но ее позиция очень удобна для тех же США, а через них - для ЕС, которым тоже сложно будет объяснить "своим", как так вышло, что в миротворцах оказались те самые алтайские танковые бронемеханизированные милиционеры, агрессию которых украинские киборги героически отражали в донецком аэропорту. Отсюда, похоже, растут ноги возрождения стенаний Порошенко на счет безусловности возврата контроля над границей только украинской армии или киевским пограничникам.
В-пятых, видимо вторым подводным камнем является вопрос сохранения целостности Украины, как государства. По логике вещей Москва должна настаивать на получении от Киева гарантий соблюдения особого статуса ЛДНР и прекращения экономической и инфраструктурной блокады их территории. Но такой расклад превращает Порошенко в зрадника в глазах свидомого электората. Учитывая, что из области громких публичных заявлений уже почти месяц как активно уходят ультраправые украинские нацисты, это поражение будет поражением не всей украинской власти, а только "администрации Порошенко". Что чревато тем самым фашистским переворотом, с перспективой которого Порошенко всемерно борется. Ему лишний раз подставляться совершенно не с руки.
В-шестых, перспектива "остаться в составе Украины", даже с особым автономным статусом, плохо воспринимается в самих ЛДНР. Что совершенно не удивительно. Столько воевать за отсоединение и остаться фактически в руках врага. Ибо украинская договороспособность не стоит даже бумаги, на которой эти договора пишутся. Впрочем, в ЛДНР игнорируют и тот факт, что сейчас договаривается не Киев с Донбассом, а Запад с Москвой, отводя Киеву лишь роль статиста.
В-седьмых, среди всех пунктов плана где точно есть место для изменения принципа государственного устройства Украины, как государства. Впервые ноября прошлого года та сторона заговорила про федерализацию страны не в ключе жесткой увязки этого понятия с предательством. Похоже, федерализации на Украине таки быть. Однако, не смотря на неизбежность и закономерность этого этапа в истории Украины, Порошенко ей всеми силами сопротивляется, так как это означает фактически лишения президентского поста львиной доли власти. Без которой конкурирующие кланы, например Коломойский, могут его буквально разодрать в клочья. Если не грохнуть физически, то раздербанить финансовую империю Порошенко - точно. Скорее всего Запад тоже не в восторге от федерализации, потому пытается пропихнуть какую-то такую формулировку, при которой она как бы была и чтобы ее фактически все равно не было. Что точно не может устроить Москву.
Но то, что Запад пытается выйти из игры - практически очевидно. Джордж Сорос, тот самый, который весь прошлый год убеждал, советовал и даже требовал от Европы немедленного оказания Киеву финансовой помощи на огромные суммы (сначала 20, а к зиме и все 50 млрд. евро!) выступил на Мюнхенской конференции по безопасности, 7 февраля 2015 года и... не дал согласия на предоставление Украине очередного транша от МВФ на 1 миллиард долларов! Па-ба-ам! Причина отказа - тяжелая финансовая ситуация в стране. Такая вот ирония в стиле "улыбки Чеширского кота". Немедленного оказания помощи Украине он все еще требует, но практическое выделение денег он же категорически заблокировал. Финансирование, с точки зрения Сороса, должно зависеть от того, насколько успешными будут реформы, а также от дальнейшего развития ситуации на востоке страны. Хотя тут и слепому видно, что никакие реформы в стране, где экономика уже практически остановилась, а война зашла в тупик, невозможны по определению. Так что позиция Сороса на русский язык переводится однозначно - проект закрыт.
Потому, складывается впечатление, что в "норманнском формате в Минске" фактически будут обсуждаться условия почетной капитуляции Запада перед Россией. Увы, не такой, как это имело место быть в Потсдаме в Германии в мае 1945 года. Запад всего-лишь сдает единственный проект, в котором, да, похоже, проиграл, но не более того. Каким-либо своим глобальным поражением он произошедшее не считает. От того пытается вести себя, как победитель, не только с Киевом, но и с Россией.
Но тут коса явно нашла на камень. Хорошо так нашла. Со звоном и искрами. Однако и обойти камень Запад уже возможности не имеет. Классический цуцванг. Россия может позволить себе сохранять ситуацию в текущем ее состоянии достаточно долгое время, а Запад - уже нет.
Впрочем, все это не более чем мои предположения. Ждем развития событий и итогов встречи в Минске.