Героическая оборона Лаиса
17 декабря 1599 года ливонцы пошли на новый штурм Лаиса, но потерпели жестокую неудачу. На штурмующие колонны обрушился ливень стрел, ядер и пуль, наши пушкари сбили два вражеских орудия. Орденские кнехты и наёмники, стройными рядами шедшие в атаку, уполовиненные, откатились в беспорядке назад. У стен осталось лежать около 400 солдат.
Перемирие
После зимнего рейда 1559 года и уничтожения ливонского войска в битве под Тирзеном (Разгром ливонцев в битве при Тирзене) русский государь Иван IV Васильевич предоставил Ливонской конфедерации новое перемирие.
По сути, Россия выиграла войну с Ливонией. Ливонский орден потерпел военное поражение. Однако на дипломатическом фронте ситуация резко ухудшилась. Соседние державы (Швеция, Дания, Литва и Польша) имели свои виды на ливонские земли. Русские разгромили Ливонию, и теперь можно было приступать к разделу добычи. Ливония была важна как с военно-стратегических позиций, которые укрепляли любую балтийскую державу, так и с экономических. Здесь проходили торговые пути, обогащавшие дворян и купечество, дававшие доступ к западноевропейским товарам, включая оружие.
В результате на Западе начинает складываться общественное мнение по поводу «русских варваров и захватчиков», которые «христианскую кровь проливают». При этом соседи начинают раздел Ливонии. В марте 1559 года датские послы заявили о претензиях их нового короля Фридерика II на Ревель и Северную Ливонию. Затем великий князь литовский и польский король Сигизмунд II Август потребовал, чтобы Москва оставила в покое родственника короля архиепископа Рижского, намекнув, что может выступить в его защиту. 31 августа магистр Готард Кетлер (Кеттлер) заключил в Вильно с Сигизмундом II соглашение, по которому земли Ордена и владения рижского архиепископа переходили под «клиентеллу и протекцию», то есть под протекторат Великого княжества Литовского. 15 сентября подобный договор был заключён с архиепископом рижским Вильгельмом. В результате Юго-Восточная Ливония ставилась под контроль Литвы и Польши. Взамен Сигизмунд обещал вступить в войну с русскими. После войны литовский великий князь и польский король обещал вернуть эти земли за солидную денежную компенсацию. В Ливонию были введены литовские войска. Наконец, за ливонцев «вступилась» Швеция.
Русские правительство твёрдо стояло на том, что ливонцы — извечные данники русского государя, а дань не платили, церкви разорили, поэтому должны заплатить за свои ошибки. Тем не менее, Москве пришлось пойти на уступки. Отпуская домой датчан (а они были историческими врагами шведов, поэтому ссориться с ними было не с руки: отношения со Швецией были на грани войны), 12 апреля 1559 года царь на прощальной аудиенции сообщил, что он может дать Ливонии перемирие с 1 мая по 1 ноября. Ливонская конфедерация получила передышку и стала собирать новые силы для контрнаступления.
Также необходимо отметить, что Россия в это время была связана войной с Крымским ханством. Придворная группа во главе с Алексеем Адашевым считала, что главное направление движения Русского государства – это юг. Необходимо устранить угрозу со стороны крымской орды и расширить земельные владения на юге. Война в Ливонии мешала этим планам. В 1559 году царь и Боярская дума задумали большой поход против крымского хана. Требовался благожелательный нейтралитет Литвы. Это позволяло использовать операционную линию Днепра. Поэтому на юге Руси собиралась большая армия, а в низовьях Днепра и Дона действовали лёгкие судовые рати.
Новое ливонское контрнаступление. Бои под Дерптом
Таким образом, в Москве считали, что ливонская проблема в основном решена. Вскоре магистр попросит мира. Русское правительство ошиблось. Пользуясь перемирием, в Ливонии готовились к реваншу. Весной и летом 1559 года ливонцы вели переговоры о помощи с Литвой, Швецией и Данией. Ливонский магистр Иоанн фон Фюрстенберг и его заместитель Готхард Кетлер (он, по сути, уже выполнял роль главы Ордена) активно готовились к новой кампании. Закладывались орденские земли и замки, изыскивались деньги, нанимались солдаты. Кетлер планировал с собранной армией, как и в прошлом году, атаковать Дерпт (Юрьев). Ливонцы надеялись на помощь «пятой колонны», которая поможет взять крепость.
Ливония начала кампанию ещё до истечения срока перемирия. В октябре 1559 года ливонцы открыли военные действия. В Москве забеспокоились, повторялась ситуация 1558 года, когда Кетлер начал наступление на Юрьев, но увяз в осаде Рингена (Героическая оборона Рингена). Оборону северо-западных рубежей начинают усиливать. Войска из Пскова и других мест должны были выступить в Юрьев. Тем временем ливонцы вышли к Юрьеву и 22 октября разбили русский отряд в его окрестностях. Противник продолжил наращивать силы в лагере под Нуггеном в 3 милях от Дерпта-Юрьева. Прибыли войска из Риги и главные силы с артиллерией под началом самого магистра. 11 ноября ливонцы совершили новое нападение на русских. Они атаковали лагерь воеводы Плещеева (новгородская рать) и побили более 1 тыс. человек, захватили весь обоз. Русский воевода плохо организовал разведку и охрану стана, поэтому нападение противника было внезапным.
Ситуация под Юрьевом складывалась напряженная. Два поражения подряд и потеря запасов деморализовали большую часть русских полевых отрядов в районе Юрьева. Подкрепления же опаздывали. Осенняя распутица разрушила все дороги. Правда, от неё страдали и ливонцы. Основную часть ливонской армии составляла пехота, да и артиллерию таскать по размокшим дорогам было весьма трудно. Только 19 ноября немцы вышли к самому Дерпту. При этом остановились на значительной дистанции, в крепости была мощная артиллерия. У Кетлера же «наряд» был небольшим. Русский гарнизон возглавлял опытный и решительный воевода — князь Катырев-Ростовский. Ливонцы простояли у города 10 дней. В это время обе стороны вели артиллерийскую перестрелку, русский гарнизон совершил несколько успешных вылазок. Самая успешная и большая была 24 ноября, когда русские отбросили противника от города. Было убито до 100 немцев, наши потери – более 30 человек. 25 ноября в Дерпт прошли стрельцы, посланные на помощь Иваном Грозным.
Безуспешное «стояние» привело к разногласиям в ливонским лагере. Магистр предлагал отказаться от бесцельного пребывания под Юрьевом и совершить набег в глубь русских земель, перенести боевые действия в Псковщину. Другие командиры предлагали продолжить «осаду». В конце концов, не договорившись, ливонцы ушли от Дерпта на 12 верст и разбили лагерь у хорошо укрепленного монастыря Фалькенау. Там ливонцы простояли почти две недели. Всё это время немцы отбивали атаки мелких русских партий из гарнизона Юрьева.
Сражение за Лаис
Затем ливонское командование решило взять замок Лаис (Лаюс), чтобы завершить кампанию хотя бы небольшой победой. Крепость обороняли 100 детей боярских и 200 стрельцов под началом князя Бабичева и Соловцова. Этот небольшой замок находился к западу от Чудского озера, к северо-западу от Юрьева. Юрьевский воевода Катырев-Ростовский узнал о планах противника от захваченных «языков», поэтому гарнизон Лаиса успели усилить сотней стрельцов. Русские в начале Ливонской войны имели высокий боевой дух. Укрепления были сильными: четыре мощные башни (две из них в артиллерией), высокие стены, до 13—14 м при толщине более 2 м. Кроме того, кампания была на излёте. Ливонцы были потрёпаны неудачей у Юрьева, арьергардными схватками, были утомлены бездорожьем, жестокой нехваткой провианта и фуража. Началась суровая бесснежная зима. Солдаты голодали и умирали от болезней. Они роптали, требовали выплаты жалованья и возвращения на зимние квартиры. Продолжались распри среди командования. Рижский командир Кристоф окончательно рассорился с магистром и увёл свой отряд в Ригу.
Уход рижского отряда не изменил планов Кетлера. 14 декабря 1559 года после артиллерийского обстрела ливонцы пошли на штурм, но он был отражён. Орденская артиллерия продолжила обстрел и разбила стену на несколько саженей. Русские предложили переговоры, но ливонцы отказались, уверенные в победе. Пока враг готовился к новому штурму, русские успели возвести позади пролома деревянную стену и отрыли ров глубиной до 3 м. 17 декабря немцы пошли на новый штурм, но потерпели жестокую неудачу. На штурмующие колонны обрушился ливень стрел, ядер и пуль, наши пушкари сбили два вражеских орудия. Орденские кнехты и наёмники, стройными рядами шедшие в атаку, уполовиненные, откатились в беспорядке назад. У стен осталось лежать около 400 солдат, включая двух ревельских гауптманов – фон Штрассбурга и Эверта Шладота. Жестокое поражение, высокие потери, нехватка пороха и продовольствия вынудили магистра 19 декабря снять осаду. Таким образом, наступление ливонцев закончилось полным провалом. Армия была деморализована неудачами, солдаты разбегались.
Зимний поход князя Мстиславского
Русский государь Иван Васильевич, разгневанный вероломством ливонцев, решил немедленно нанести ответный удар. Уже осенью 1559 года в районе Пскова была собрана рать во главе с князем И. Ф. Мстиславским. Армия была большой: полки Большой, Передовой, Правой и Левой рук и Сторожевой. Рати придавался наряд (артиллерия) под началом боярина Морозова, который успешно руководил артиллерией под Казанью. Рать насчитывала до 15 тыс. воинов, не считая обозных, кошевых, обслуги артиллерии. Мстиславский был одним из опытнейших русских полководцев и пользовался большим уважением царя.
Ещё до выхода русской армии легкие отряды из Пскова и Юрьева начали разорять «Немецкую землю». Так, в январе 1560 года юрьевский воевода дважды отправлял своих людей на земли Ордена. Русские войска повоевали в окрестностях Тарваста и Феллина. Русская армия нацелилась на Мариенбург (Олыста, Алуксне) – город и орденский замок. Этот стратегический пункт в Южной Ливонии по Виленскому соглашению должен был отойти под литовский контроль. Поэтому Москва решила его занять. 18 января 1560 года передовые силы русской армии под началом воеводы Серебряного перешли границу и две недели громили земли между Феллином и Венденом. Затем передовые отряды пошли на соединение с Мстиславским. Войска Серебряного провели разведку боем, выяснив, что у врага нет армии для контрудара, и прикрыли наступление основных сил. В это время русская армия медленно двигалась на Мариенбург.
1 февраля 1560 года русские войска вышли к Мариенбургу. Замок, расположенный на острове посреди озера, был сложной целью. Поэтому осадные работы затянулись. Только 14 февраля Морозов начал бомбардировку крепости. Она продолжалась недолго, «с утра до обеду», в результате в стенах появились немалые бреши. Мариенбургский комтур Э. фон Зибург цу Вишлинген решил не ждать штурма и выкинул белый флаг. Магистр Кетлер арестовал комтура за малодушие, он умер в заключении. Сам магистр в это время сидел в Риге и ждал помощи от короля Сигизмунда. На этой победной ноте поход и завершился. Войска, оставив гарнизон в Мариенбурге, вернулись в Псков.
Продолжение следует…