Перминов указал, кто мешает Болгарии и России построить «Балканский поток»
Эксклюзив Новостного агентства «Харьков»
Уже почти месяц, с 9 июля, в столице Болгарии Софии и других крупных городах страны происходят массовые протесты граждан, случаются столкновения с полицией. Протесты направлены против действующего правительства, его главы премьера Бойко Борисова и правящей в стране партии ГЕРБ («Граждане за европейское развитие Болгарии»). Особенностью нынешних выступлений стало то, что их в самые первые дни возглавил президент Болгарии Румен Радев, пишет автор Новостного агентства «Харьков» Игорь Перминов.
Болгарские СМИ оценили сложившуюся ситуацию так: «ГЕРБ и прокуратура достигли огромного и немыслимого успеха - им удалось совместными усилиями превратить президента Радева в объединителя нации. Такая задача требует настоящего таланта и каскада ошибок, которые могут быть сделаны только правительством, опьяненным собственной властью».
Не готов спорить с болгарскими коллегами, но обладает ли реальной властью в полном объеме премьер Борисов и его сторонники? Они ли определяют политический и, что важнее, экономический курс Болгарии?
Подписывайтесь на нашу группу ВКонтакте, Twitter, Telegram, а также блог Дзен
Лакмусовой бумажкой при ответе на этот вопрос будет ситуация со строительством «Южного потока» (теперь его чаще называют «Балканским потоком») и атомной станции в Белене. Оба проекта объективно очень выгодны для Болгарии.
Трубопровод с российским газом, пролегающий через Турцию, Болгарию и Сербию, и конечным пунктом в Австрии решал два важнейших для болгар вопроса: энергетической независимости страны и весьма существенных поступлений в бюджет. Около года назад болгарский президент и премьер по очереди встречались с российским лидером Владимиром Путиным и уговаривали его включить Болгарию в маршрутный лист проекта.
Строительство же атомной электростанции в Белене позволяло окончательно решить энергетические проблемы болгар. Тогда же, год назад, я обсуждал перспективы этого проекта с бывшим болгарским министром экономики и энергетики Руменом Овчаровым, уважаемым в стране политиком и признанным специалистом в области энергетики. Его вердикт меня очень удивил:
«И газовый проект «Южный поток», и строительство АЭС жизненно необходимы Болгарии. Практически реализация этих проектов – залог выживания государства. Однако я не верю в воплощение этих планов в жизнь. Политическая составляющая не позволит им состояться».
К великому сожалению, господин Овчаров оказался абсолютно прав. Сегодня оба проекта фактически заморожены. Более того, США объявили о введении санкций для всех компаний, участвующих в строительстве газопровода «Турецкий поток» и его продолжения по территории Болгарии «Балканский поток».
Ссылки на пандемию и объективные сложности выглядят в этом случае комично. Все понимают, что проблема одна: американцам нужно продать собственный сланцевый газ, а конкурентов они не терпят. Подобных примеров, когда политические и государственно значимые решения принимались в Болгарии под явным давлением США и ЕС, – множество. Что это, если не внешнее управление?
Неважно, приведет ли болгарский «майдан» к отставке премьера Борисова и его кабинета или нет, в любом случае важнейшие для страны решения будут приниматься, скорее всего, не в Софии. Это печально, но факт. Факт, с которым вынуждено будет считаться любое руководство Болгарии.
Некоторые аналитики утверждают, что, если в результате волнений в стране к власти придут представители оппозиции – второй по влиятельности и представительству в парламенте политсилы – Болгарской социалистической партии (БСП), это позволит вернуть добрососедские отношения Болгарии и России. Проскальзывают мнения и о возможности реанимации «Южного потока» и строительства атомной электростанции в Белене.
Подобные прогнозы я бы отнес к категории «выдавать желаемое за действительное». БСП никак не революционеры – «леваки», хоть их и называют «наследниками Болгарской коммунистической партии». Слово «социализм» реально присутствует лишь в названии партии и риторике ее лидеров. Напомню, что Болгария вступила в ЕС и даже в НАТО как раз в те годы, когда у власти были социалисты и БСП имела большинство в парламенте.
Второй аргумент – личностный. Так сложилось, что абсолютное большинство моих друзей, знакомых и коллег имеет отношение именно к БСП. Наблюдая ход местных выборов и выборов представителей от Болгарии в Европарламент, я сделал для себя однозначный вывод – социалисты не стремятся к победе. Их цель – сохранить престижное второе место в стране, но остаться в удобной оппозиционной нише.
Продолжающиеся в Болгарии протестные акции, возможно, и приведут к некоторым изменениям во властных кабинетах Софии. Особенно высока такая вероятность после недавнего заявления посла США в Болгарии Херро Мустафы: «Право на мирные протесты является основным правом демократии, и мы хотим заявить, что поддерживаем его».
Премьер-министр Бойко Борисов уже сменил четырех руководителей ведущих министерств, однако по-прежнему противится отставке своего кабинета, опираясь на депутатское большинство провластной партии ГЕРБ в Народном собрании Болгарии. Приходится констатировать, что любые возможные изменения в руководстве Республики Болгария вряд ли существенно повлияют на политический курс государства, по крайней мере во внешней политике.
Напомним, ранее Новостное агентство «Харьков» сообщало о том, что страны Прибалтики поплатились за введение санкций против Российской Федерации. Сегодня Европейский союз лишил Латвию финансирования, которое шло на поддержание местных портов в рабочем состоянии. Ранее треть транзита составляли российские грузы, которые страна потеряла из-за введения ограничений против Москвы.
Игорь Перминов специально для Новостного агентства «Харьков».