К чему приведет стремление Лукашенко отказаться от нефтегазовой зависимости
В своей предвыборной кампании президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил о намерении страны уходить от нефтегазовой зависимости, а также расширить географию «дружественных» стран.
«Вечерняя Москва» поговорила с финансовым аналитиком Алексеем Калачевым о том, откуда Лукашенко будет брать нефть, если решит уйти от зависимости.
— Возможности такие у Белоруссии есть, вопрос только в цене, — считает Калачев. — Технически, нефть можно поставлять через прибалтийские порты, Украину, через ту же трубу, но с обратной стороны, со стороны Польши. То есть диверсифицировать поставки можно, только вот через Украину и Прибалтику много не поставишь, а через Польшу — очень дорого. В принципе, если воспользоваться любым из трех каналов, транспортные издержки увеличатся моментально. Так что теоретически уйти от нефтегазовой зависимости можно, но фактически смысла в этом немного — разве что только для продолжения торга.
В случае, если Лукашенко все же пойдет на такой шаг, то никаких позитивных последствий для страны, по мнению аналитика, это не принесет:
— Давайте посчитаем: из России в Белоруссию ежегодно поступает 18 миллионов тонн нефти, затем она перерабатывается для внутреннего потребления и экспорта. Если выбрать вариант с получением нефти из третьих стран, моментально поднимутся цены на бензин. Да и непонятно, на какой рынок поставлять такое топливо, чтобы оно себя окупало. Это экономически неоправданно.
Вероятнее всего, считает Калачев, уход от нефтегазовой зависимости — не более чем громкие заявления Лукашенко на фоне предвыборной гонки. На данный момент, как отметил аналитик, речь идет лишь о небольших пробных партиях из-за рубежа, которые страна вынуждена делать, чтобы не останавливать работу НПЗ в случае перерыва в поставках из России. Ни о какой отлаженной системе речи не идет, заключил он.
Читайте также: Экономисты назвали самые выгодные для россиян виды вкладов