Противоречия Трампа и Байдена могут повлиять на перспективы СНВ-III
России и США будет сложно договориться о продлении СНВ-III, считает политолог, доцент МГИМО Николай Топорнин.
Демократы выступают за СНВ-III
Представитель Демократической партии Дайэнн Файнстайн потребовала от властей США немедленно согласиться на продление договора СНВ-III.
Десятилетний срок действия данного соглашения истекает 5 февраля 2021 года, после чего вся система безопасности, созданная СССР и США в семидесятые годы, уйдет в историю. Администрация Трампа не выступает против СНВ-III, но выдвигает невозможные условия.
В частности, это требование о присоединении Китая к СНВ-III, но Пекин не пойдет на такой шаг по стратегическим соображениям, особенно в свете современного уровня двусторонних отношений между Пекином и Вашингтоном.
Министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу в конце прошлого года заявил, что Россия не видит от США определенности по судьбе СНВ-III.
Шойгу полагает, что СНВ-III нужно продлевать, даже если само соглашение нуждается в доработке. Москва и Минобороны РФ уверены, что перед нами последний камень в системе глобальной безопасности, поэтому данное соглашение необходимо продлить.
Позиция Москвы заключается в возвращении ситуации к тому, что было шесть лет назад, но Вашингтон не хочет идти на такие действия.
По мнению Шойгу, США в последние годы выходит из все большего числа международных договоров, а глобальная безопасность продолжает деградировать. Американцы не отвечают на призывы России сообща решать проблемы глобальной безопасности.
Со стороны Белого дома четкой позиции как не было, так и нет, а что касается демократов, то она политически прозрачна. СНВ-III от лица США заключил на пражских переговорах с Дмитрием Медведевым бывший американский президент Барак Обама.
В США на носу выборы, поэтому продление или непродление СНВ-III стало частью американской предвыборной повестки, но внешняя политика Вашингтона статична и преемственна, поэтому эта линия Белого дома отражает мнение политического истеблишмента.
В США разгорелась острая политическая борьба
«От президентских выборов в США многое зависит, поскольку на кону стоит смена политического курса или его значительная коррекция. Если посмотреть на то, что говорит Байден, то демократов многое не устраивает в линии, которую проводит Трамп», - констатирует Топорнин.
Это вывод войск НАТО из Европы, Афганистана, Сирии, Японии – прямой результат тезиса Трампа, что странам-союзникам нужно платить за свою безопасность. Еще там постоянно говорят об ухудшении отношений США с европейскими союзниками.
«Данная проблематика затрагивает проблемы стратегической безопасности. Разговор идет о триаде – Россия, Китай, США, а если брать СНВ-III, то демократы считают его важным договором, который не помешает», - заключает Топорнин.
Демократы готовы усилить санкционный режим против РФ, но по СНВ-III и по стратегической стабильности у них другая линия.
«Очевидно также, что в случае прихода к власти Джо Байдена в Вашингтоне будет разыгрываться украинская карта, но будет реализовываться сдержанная позиция по гонке вооружений и по соглашениям по безопасности», - резюмирует Топорнин.
Поэтому СНВ-III стал предметом внутриполитической борьбы между РФ и США. У демократов накопилось много вопросов по внешнеполитической линии Трампа, поэтому если у них возможность, то они с ним сразу начинают полемизировать.
«Демократы при первом случае говорят, что внешняя политика президента Трампа состоит из одних ошибок», - констатирует Топорнин.
Файнстайн озвучила не свое частное мнение, а позицию демократов, которая отражается и в предвыборной программе Байдена. Только, учитывая одиозность данного политика и его антироссийскую закваску, при любом раскладе вряд ли что-то изменится. Да и новый президент США вступит в полномочия в тот момент, когда действие СНВ-III почти истечет, а времени на его продление не останется.
Перспективы нового соглашения сомнительны
В своей январской речи президент РФ Владимир Путин не только предложил ряд политических идеологем, которые затем стали основой поправок в Конституцию РФ, но и новую архитектуру глобальной безопасности на базе Совета безопасности ООН.
Так появилась идея о встрече «ядерной пятерки», т.е. постоянных членов Совбеза ООН. Стороны согласились, но встреча была отсрочена из-за пандемии коронавируса. Эта глобальная беда не объединила, а разъединила страны, поэтому идея Путина отложена в «долгий ящик».
«Мир сегодня занят решением проблем пандемии и глобальной экономики. Кроме того, инициатива-инициативой, отклик-откликом, но позиции сторон по данному вопросу сильно различаются между собой», - заключает Топорнин.
Если Россия сможет найти компромисс с Китаем и ведет активный внешнеполитический диалог с Францией, то США и Великобритания занимают жесткую позицию. Это не исключает переговорного процесса, но делает его перспективы призрачными.
«От позиции США многое зависит. Если в Вашингтоне не захотят прийти к компромиссу, то особого смысла в переговорах не будет. Надо еще Китай уговорить, не забывать про позицию Индии, Пакистана и т.д», - резюмирует Топорнин.
Проблема переговоров по ядерной проблематике хорошо видна по ситуации с СНВ-III. Москва с Вашингтоном не могут пролонгировать данное соглашение, которое в целом устраивает всех, поэтому перспективы более крупной сделки еще сомнительней.
Только нельзя прекращать работу по этому направлению, поэтому посмотрим, как будет складываться ситуация осенью и зимой.