Из Бразилии и Камеруна. Иностранные спортсмены, которые выбрали Кубань
Легионерами в спорте называют иностранцев, которые выступают по контракту за клубы из других государств. Чаще всего после долгой командировки на чужбину они возвращаются на родину, но бывают случаи, когда остаются надолго, порой и навсегда, на новом месте. О том, как это произошло с несколькими известными футболистами, рассказывает корреспондент «АиФ-Юг» Федор Пономарев.
Из Камеруна на Кубань
Камерунца Самуэля Дидье Бианга я увидел впервые на футбольном поле стадиона Кубанского государственного университета в далёком 1998 году. Тогда поиграть на грунтовую поляну приходили и мы - студенты из общежитий и мужики из соседних домов. Делились на команды и гоняли мяч по дворовым правилам - десять минут либо до двух забитых голов, в случае ничьей - серия пенальти. Проигравшая команда садится и ждёт своей очереди. Студент Бианг выделялся среди нас скоростью и выносливостью - когда из-за темноты приходилось заканчивать игру, он оставался нарезать круги вокруг поля. Но никто и подумать не мог, что он станет профессиональным футболистом.
Позже во многих интервью Бианг признавался, что в детстве играть в футбол ему не разрешал отец, известный в Камеруне лётчик, генерал. Он говорил сыну, что его дело - хорошо учиться. Потому и оказался Самуэль в краснодарском вузе на факультете прикладной математики. Но страсть к игре номер один взяла своё. Со стадиона КубГУ Дидье Бианг пропал довольно быстро - его заметили местные тренеры, он начал играть на первенство города, края, в 2001 году заключил профессиональный контракт с клубом первой лиги красноярским «Металлургом».
В следующий раз Самуэля я увидел на стадионе «Кубань» осенью 2003 года, когда в Кубке России жёлто-зелёные прошли московский «Спартак». Тогда он только подписал контракт с краснодарской командой, в составе которой забил в итоге тринадцать мячей. Позже Бианг ещё колесил по разным российским командам, а когда закончил карьеру, окончательно обосновался на Кубани, женился на местной девушке, которая родила ему двоих детей. А сейчас русский камерунец тренирует ребят в футбольном клубе «Краснодар». Кстати, после 1998-го судьба ещё раз свела нас на футбольном поле - в чемпионате города наш «Паноптикум» сыграл вничью с «Энемом» Бианга.
Ещё один наш камерунец - Жерри-Кристиан Тчуйсе - живёт сейчас во Франции, правда, с российским паспортом. Его история лишь отчасти похожа на сюжет Бианга - в отличие от второго Тчуйсе ехал на Кубань целенаправленно играть в футбол. И оказался в команде чемпионата края из Горячего Ключа «Нефтяник Кубани».
«Я вообще не знал, куда ехал, - вспоминал позже Тчуйсе. - Туда отправились много камерунских футболистов, но нас обманули. Сказали, что команда нас очень ждёт. Оказалось, никто не ждёт. Мы жили в общежитии, ели чёрный хлеб и растворимый суп».
Во время одного из товарищеских матчей юркого крайнего защитника заметил Олег Долматов, тренировавший тогда новороссийский «Черноморец». В 2000 году Тчуйсе перешёл в «Спартак» и получил российский паспорт, ему даже приготовили футболку нашей сборной с номером 21, но сыграть в национальной команде Жерри-Кристиану так и не удалось. Хотя Россию он полюбил настолько, что даже первенца своего назвал Иваном-Юрием.
Россияне из Бразилии
В отличие от Тчуйсе и Бианга, у нападающего ФК «Краснодар» Ари получилось сыграть за сборную России. В июле 2018 года бразилец, который провёл в российских командах восемь лет, получил российский паспорт. А в ноябре Станислав Черчесов вызвал форварда в состав сборной на товарищеский матчи с Германией и Швецией.
«Я очень счастлив. Это моя мечта. Сейчас будем работать. Из состава знаю много кого, я ведь уже девять лет играю в России. В команде приняли нормально. Давно шёл к этой цели. Чувствую себя очень хорошо, - сказал тогда бразилец с российским паспортом. – Я всегда хотел получить гражданство из-за дочери. А ещё потому, что видел возможность поиграть за сборную России. Очень рад, что после завершения карьеры могу спокойно жить тут, рядом с дочкой. Не исключено, и какой-то бизнес открою в России».
Ари вышел в старте на поединок с немцами, но результативных действий не совершил. И больше вызовов в сборную пока не получал. Неизвестно, куда заведёт футбольная карьера форварда «быков», но женился он в России, его дочка тоже родилась здесь.
«Мы познакомились в Москве, - вспоминал футболист в интервью «АиФ-Юг». - Поняли, что на многие вещи смотрим одинаково. Культуры наших стран весьма отличаются, но многое всё-таки сходится. Наталия как раз привлекла меня своей открытостью, улыбчивостью - эти черты присущи всем бразильянкам. Поэтому моя супруга быстро понравилась всем бразильским родственникам и друзьям».
В Краснодаре получил российский паспорт и другой бразилец, любимец местных болельщиков Жоаозинью, отыгравший в клубе с 2011 по 2018 год. Россиянином Жо стал 26 августа 2016 года.
«Когда я только получил паспорт, то меня все поздравили, а потом стали говорить «ооо... наш земляк», - рассказывал Жоаозиньо порталу «Чемпионат». - Кто именно? Разные партнёры по «Краснодару», да и друзья из других команд тоже. Я благодарен всем, кто меня поддерживал. Многие мне писали в соцсетях. Спасибо за тёплые слова. Всё просто: у меня появилась возможность получить российский паспорт, и я этим воспользовался».
Сразу после того как Жоаозиньо получил российский паспорт, фотограф ФК «Краснодар» сделал фото, которое использовали многие средства массовой информации. На нём футболист. А за ним на рекламном щите слово «русский».
«Момент совпал удачно, - рассказал Андрей Шрамко. - Жоаозиньо до этого сообщили, что ему дали российское гражданство. А на матче с албанским «Партизани» была реклама с надписью: «Русский... ». Я ловил этот кадр и поймал только на 80-й минуте».
Приехали и остались
Называть легионерами россиян из других регионов, которые тренировались в Краснодарском крае, представляли Кубань на крупнейших соревнованиях и, в конце концов, остались жить, неправильно. Но всё же давайте вспомним таких спортсменов. Людмила Брагина - первая олимпийская чемпионка из Краснодарского края. В 1972 году на Играх в Мюнхене она трижды обновляла мировой рекорд в беге на 1500 метров и в итоге завоевала золотые медали. Но родилась спортсменка не на Кубани, а в Свердловске (сейчас Екатеринбург).
«Часто болела: воспаления, простуды, бронхиты, нужно было менять климат, - рассказывала Людмила Брагина. - Самый подходящий вариант – Краснодар».
В 1968 году спортсменка приехала на Кубань, оказалась в нашем институте физкультуры и осталась здесь навсегда.
Уроженец Кабардино-Балкарии Мурат Карданов в 2000 году завоевал золотую медаль олимпийских игр в Сиднее, и представлял он тогда Краснодарский край. Другой олимпийский чемпион, Арсен Галстян, обладатель золотой медали Лондона-2012 в соревнованиях дзюдоистов, родился в Армении, в детстве вместе с родителями переехал в Адыгею, но представлял на Играх Краснодарский край. Как и Беслан Мудранов, ставший победителем Олимпиады в той же дисциплине и той же весовой категории - до 60 килограммов - в 2016 году в Рио-де-Жанейро. За Беслана тогда особенно переживали - Кабардино-Балкария, где он родился, и Кубань, где живёт и тренируется сейчас.
«Я видел, что творилось во время Игр и в Краснодарском крае, и в Кабардино-Балкарии - все радовались искренне и от души, - рассказывал Мудранов. - Но больше всех победе, наверное, были рады мои родители».
Беслан Мудранов готовился выступить и на Олимпийских играх-2020 в Токио, но коронавирусная инфекция заставила Международный олимпийский комитет пойти на перенос соревнований.
В юном возрасте переехала на Кубань из соседнего Ставрополья и копьеметательница Мария Абакумова. Сейчас обладательница рекорда России живёт в Краснодаре вместе с мужем и тремя детьми.