Несгибаемая Вики: За что фашисты обезглавили княгиню Оболенскую
В год празднования 75-летия Великой Победы Царьград продолжает рассказывать о людях, отдавших свои жизни в борьбе с фашизмом. Сегодня речь пойдёт о невероятной женщине – княгине Вере Оболенской. Она могла блистать в высшем свете и сделать всё, чтобы война обошла её стороной. Находясь в эмиграции во Франции, она отчаянно боролась с фашизмом. За отказ признать власть Третьего рейха и выдать своих друзей по оружию немцы приговорили её к средневековой казни.
Лосева Олеся
Роскошь Парижа
Вера родилась 11 июня 1911 года в Баку, в семье вице-губернатора Аполлона Макарова. Когда ей исполнилось девять лет, родители приняли решение эмигрировать во Францию. Уезжать из родной страны было тяжело, но и оставаться на родине после революции Макаровы не могли. Обосновавшись на чужбине, семья Веры зажила обычной жизнью. Девочка быстро освоилась на новом месте, переняла французские манеры и особенности произношения языка. Своё имя она переделала на французский манер и всем говорила, что её зовут Вики. Она была живой, весёлой, науки её интересовали мало. В свободное время она предпочитала ходить на танцы, общаться с друзьями и многочисленными поклонниками. Её компанией стали представители золотой молодёжи, предпочитавшие прожигать жизнь и гулять на широкую ногу.
Отец Веры так и не смог найти себя во Франции и уехал в поисках заработка в Америку. Семье, оставшейся в Париже, пришлось думать, как прокормиться и выжить. Вера устроилась после школы работать манекенщицей в парижский салон мод. Там она быстро подружилась с Софьей Носович, которая сыграла важную роль в её судьбе. Та в 1937 году познакомила Веру-Вики с князем Николаем Александровичем Оболенским, сыном бывшего губернатора Курска и Ярославля и крестником самой императрицы Марии Фёдоровны, матери Николая Второго.
Париж. 30-е годы ХХ века. Фото: Scherl / Globallookpress
Оболенский был одним из немногих русских эмигрантов, кто смог хорошо устроиться во Франции. О нём говорили, что он мог ездить в такси пассажиром, а не сидя за рулём. Николай, как и Вера, был любителем танцев и роскошных ресторанов. Он стал очень красиво ухаживать за Вики, а спустя время сделал ей предложение руки и сердца. Пара расписалась в 1937 году. Супруги поселились в одном из престижных кварталов Парижа и зажили беззаботно и весело. Они были вхожи в высший свет и повсюду званными гостями. Николай был старше Веры на 11 лет. Он бесконечно её опекал и буквально носил на руках. Он ценил её не только за привлекательную внешность, но и за живой ум и феноменальную память. Эти качества помогли ей впоследствии хранить в голове множество шифров и секретных посланий.
Вступила в борьбу
Счастье Оболенских было недолгим. Началась Вторая мировая война. Франция не оказала должного сопротивления армии Третьего рейха и была оккупирована немецкими войсками.
Немецкие войска на улицах Парижа. Фото: Scherl / Globallookpress
В 1940 году Вера Оболенская вошла в одну из подпольных организаций, где получила позывной "Катрин". Позже знакомые княгини предположили, что решение вступить в ряды борцов против фашистских оккупантов было продиктовано её эмоциональной реакцией на страстный призыв генерала де Голля по радио из Лондона.
Эта война не ограничивается лишь несчастной территорией нашей страны. Исход этой войны не решается битвой за Францию. Это мировая война. Все ошибки, промедления, страдания не означают, что в мире нет всех необходимых средств для того, чтобы раздавить наших врагов.
(Из речи Шарля де Голля по Лондонскому радио от 18 июня 1940 года.)
Во Франции стало формироваться движение сопротивления. Организацию, куда вошла Оболенская, возглавлял успешный предприниматель Жак Артюис. До замужества Вера успела поработать у него короткое время секретарём. Вики с лёгкой руки Жака стала заниматься разведывательной деятельностью, прорабатывать побеги за границу английских военнопленных, доставать оружие и вербовать людей для перехода к активным боевым действиям.
Со временем Оболенская стала генеральным секретарём объединения. Она регулярно встречалась со связными и представителями подпольных групп, вела обширную тайную переписку с агентами, копировала секретные документы и составляла свежие сводки. Николай поначалу не догадывался, чем занимается его любимая Вики. Вскоре она раскрыла ему все карты. Супруги решили вести борьбу с фашистскими оккупантами уже вместе. Привлекла Вера в организацию и своих многочисленных русских друзей, в том числе и лучшую подругу Софью Носович. Сопротивленцы наладили связь в Лондоне с Шарлем де Голлем, борьба приобрела широкий размах. Вики быстро освоила все шифры и регулярно передавала важную информацию в штаб де Голля.
Шарль де Голль. Фото: Scherl / Globallookpress
Фашисты начали постепенно ужесточать свой режим во Франции. Аресты и расстрелы подпольщиков, евреев и партизан стали обычным явлением. Была введена цензура, людей массово угоняли на работы в Германию.
Оболенская, между тем, решила открыть в Париже ночное кабаре, где постоянными гостями стали немецкие офицеры. Сотрудники заведения их специально подпаивали и выуживали у них разные сведения. Так, в один из дней стало понятно, что через две недели Гитлер планирует нападение на СССР. Катрин с волнением передавала эту информацию в Лондон. Она надеялась, что её шифровка дойдёт и до Москвы.
Эшафот для русской княгини
Вики очень тяжело восприняла информацию о начале войны в Советском Союзе. Борьба отважной княгини Оболенской вышла на новый уровень. Когда на территории Франции стали появляться советские военнопленные, Вики организовывала им побеги. Она готовила для них поддельные документы, придумывала истории и легенды, внедряла в отряды местных партизан. Все имена, пароли и псевдонимы она держала в голове.
Она всё принимала от жизни – и боль, и радость; она каким-то глубоким чутьём угадывала, что ей уготовано судьбой, и то, какой ценой за это придётся платить. – вспоминала соратница княгини Оболенской Жаклин Рише-Сушер. – Она слишком любила жизнь, чтобы не искать в ней смысла, и её нередко преследовала мысль, что вдруг ей не удастся себя проявить. А когда проявила – это и выразилось в её полном самопожертвовании.
Первым в конце 1941 года арестовали главу организации Жака Артюиса. Он был замучен в концлагере, но никого не выдал. Для Вики это стало ещё одним ударом. Но она продолжила свою борьбу. В октябре 1943-го гестапо схватило одного и соратников Оболенской. Тот, не выдержав пыток, которые стали применять к его невесте, начал всех сдавать. Так немцы вышли на след ставшей уже легендарной Катрин. Её схватили на квартире у подруги Софьи Носович. Когда гитлеровцы увидели её документы, то были крайне удивлены, что имеют дело с русской княгиней. На допросах она вела себя достойно, но никакой информации немцы получить от неё так и не смогли. Они даже стали называть её "княгиня ничего не знаю". Как-то она сказала немцам:
Цель, которую вы преследуете в России, разрушение страны и уничтожение славянской расы. Я русская, но выросла во Франции и здесь провела всю свою жизнь. Я не предам ни своей родины, ни страны, меня приютившей.
В то время как над Софьей Носович страшно издевались и постоянно избивали, Вики пыткам не подвергали. Её перевезли в Берлинскую тюрьму. Там её приговорили к смертной казни средневековым методом. 4 августа 1944 года 33-летняя Вера Оболенская, совершенно спокойная, взошла на гильотину.
Её подруге Софье Носович чудом удалось выжить. Она умерла в Париже в 1977 году. Николай Оболенский был схвачен гестапо вскоре после ареста жены. Его отправили в концлагерь Бухенвальд, там он и узнал о страшной участи своей любимой Вики. После окончания войны он работал в редакции французского журнала "Пари Матч". Николай Николаевич больше так и не женился. В 1961 году он принял сан священника.
На родине о подвигах княгини Оболенской узнали только в середине 1960-х годов, когда французское правительство передало СССР документы об антифашистской деятельности представителей русской эмиграции. В 1965-м Вера Оболенская была посмертно награждена орденом Отечественной войны первой степени.