Эрнст Шахт: Вчера генерал, сегодня в расстрельном списке
23 февраля 1942 года, по обвинению в шпионаже на германскую разведку был расстрелян генерал-майор авиации Эрнст Шахт, первый немец, заслуживший «Золотую Звезду» Героя Советского Союза.
Эрнст Шахт родился 14 апреля 1904 года в швейцарском городе Базеле, в семье маляра и домохозяйки, переселившихся за несколько лет до рождения сына из Германии.
Юный Шахт работал электромонтёром, когда в семнадцать лет, подхватив крайне левые идеи, вступил в базельскую ячейку Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ), штаб которого находился в Берлине (с июля 1921 года в Москве).
Через год он уехал в Берлин, где стал работать в немецкой секции КИМа. В 1921 году Эрнст Шахт сопровождал поезд с гуманитарным грузом в Россию, измождённую Гражданской войной и тотальным голодом. Да так и остался в Москве – городе, где, как тогда говорили, билось «сердце пролетарской мировой революции».
Первое время Эрнст Шахт работал электромонтёром. А в 1923 году получил разрешение, ещё не будучи советским гражданином, обучаться лётному делу в только что открытой военно-авиационной школе в Борисоглебске – небольшом городе в Воронежской губернии. В этой же школе учились многие известные советские лётчики, например, Валерий Чкалов, с которым Шахт подружился во время учёбы.
Шахт окончил лётную школу с блестящей характеристикой: «Имеет высокие личные качества. Решительный, находчивый, целеустремлённый. Имеет ярко выраженное желание летать».
Шахт окончательно и сознательно порвал все нити, связывавшие его «со старым миром». В 1925 году он получил советское гражданство, в следующем году вступил в ВКП(б).
В 1928 году Шахт уже заканчивал высшую военную авиашколу воздушного боя, стрельбы и бомбометания в подмосковном Серпухове. Он овладел лётным мастерством – постиг технику высшего пилотажа, сложных полётов ночью, по приборам. А какие тогда были приборы – высотомер, компас, часы, спидометр…
С декабря 1929 года по декабрь 1931 года Шахт участвовал в войне с басмачами в Средней Азии, за мужество и героизм был награждён именным маузером и орденом Красного Знамени.
Кстати, русский язык ему давался плохо – Шахт до конца дней говорил с ярко выраженным акцентом, а когда волновался, путал русские слова с немецкими.
«Сталинский сокол»
С начала 1930-х годов Советский Союз стремительно наращивал военную мощь и уделял большое внимание развитию военной авиации. Открывались военные училища, лётные школы, аэроклубы, создавались авиаконструкторские бюро, строились авиационные заводы.
В 1931 году Яков Алкснис, только что назначенный начальником Военно-воздушных сил СССР, назначил Шахта своим личным пилотом. Алкснис и далее «вёл» Шахта по службе, бывал у него в гостях, «выбивал» для него жильё.
Закончив Курсы усовершенствования начальствующего состава при Военно-воздушной академии имени Н.Е. Жуковского, Шахт стал командиром эскадрильи в авиационной строевой части.
В 1933 году Шахт женился. Его женой стала подруга детства, работник архивного отдела Коминтерна Маргарита Бюргин-Фишер, также выхлопотавшая себе советское гражданство. В Базеле они жили в одном доме, учились в одной школе, вместе посещали ячейку КИМа.
1934−1935 годы Шахт провёл в Китае, но в каком качестве, где именно и чем занимался, осталось под секретом. Надо полагать, задание своё Шахт выполнил более чем успешно, потому что по возвращении был награждён орденом Ленина (с весьма загадочной формулировкой «за выдающиеся заслуги в военной подготовке»), трёхмесячным отпуском, денежной премией и просторной квартирой в центре Москвы, на Страстном бульваре.
На новоселье собралось много гостей. Здесь были и старые друзья по Борисоглебской военно-авиационной школе, и Яков Алкснис, и Валерий Чкалов, и руководители немецкой секции Коминтерна.
С сентября 1936 года по февраль 1937 года Шахт принимал участие в Гражданской войне в Испании на стороне республиканского правительства – сначала обучал испанских лётчиков, а с октября 1936 года командовал 1-й эскадрильей новейших советских скоростных бомбардировщиков СБ конструкции А. Н. Туполева (всего были сформированы три такие эскадрильи). Шахт совершил в Испании несколько сотен боевых вылетов на бомбардировщике СБ. Война была тяжёлой – группа советских СБ потеряла в Испании половину лётного состава.
31 декабря 1936 года в советских газетах было опубликовано сообщение о том, что одиннадцати советским участникам Гражданской войны в Испании (официально их называли добровольцами), в том числе Шахту, присвоено звание Героя Советского Союза. Шахт стал первым немцем, удостоенным столь высокой награды.
В представлении к званию Героя Советского Союза Шахт характеризовался как «один из выдающихся наших авиационных командиров, руководитель и участник всех боёв и операций, выполненных скоростными бомбардировщиками».
Вернувшись из Испании, Шахт начал открыто и резко критиковать конструктивные и технические недостатки новейших советских самолётов – бомбардировщиков СБ и истребителей И-15 и И-16, – непродуманную тактику их применения и их отставание по боевым характеристикам от немецких самолётов. Шахт утверждал, что лишь самоотверженность и мастерство помогали советским лётчикам не пасовать перед противником в Испании.
Тем не менее с июня 1937 года Шахт – начальник Липецкой высшей лётной школы. Репрессии 1937−1938 годов его самого не коснулись, но моральный дух подломило то, что жертвой этих страшных лет стал его покровитель и старший друг Яков Алкснис – в ноябре 1937 года он, как и многие другие советские военачальники, был арестован по сфабрикованному обвинению и в июле 1938 года расстрелян.
Вчера генерал, сегодня в расстрельном списке
Огромные зияющие пустоты в армейской верхушке, образовавшиеся вследствие тотальной чистки от «врагов народа» Сталин восполнял молодыми кадрами – лейтенантами и капитанами, которые занимали освободившиеся высшие ступени в армейской иерархии. Ощутил эту головокружительную карьерную тенденцию и Эрнст Шахт – когда в 1935 году в Красной армии были введены воинские звания, Шахт был аттестован капитаном, а уже 4 июня 1940 года, то есть всего через пять лет, он генерал-майор авиации.
В 1940 году Шахт окончил Высшие академические курсы при Академии Генерального штаба. С ноября 1940 года занимал должность помощника командующего авиацией Орловского военного округа по военно-учебным заведениям.
В 1939 году волна репрессий в стране и армии спала, но весной 1941 года чёрный ворон снова закружился над головами советских генералов. В первой половине 1941 года были арестованы более сорока крупных военачальников.
30 мая 1941 года в застенках НКВД оказался и Эрнст Шахт. Полгода он выдерживал пытки и унижения, но потом всё же подписал предъявленные ему необоснованные обвинения.
29 января 1942 года Сталину был представлен список с фамилиями сорока шести арестованных, «числящихся за НКВД СССР». В документе утверждалось, что Шахт уличён как германский шпион, с 1922 года передававший немцам сведения о советском самолётостроении, а также как член антисоветского военного заговора (с 1936 года).
Сталин наложил резолюцию: «Всех поименованных в списке расстрелять».
Эрнст Шахт был расстрелян 23 февраля 1942 года в городе Энгельсе – том самом, который до сентября 1941 года, до разгона Автономной республики немцев Поволжья и депортации немцев-граждан СССР, был её столицей. Там же, в Энгельсе, в апреле 1942 года как немецкая шпионка была расстреляна и его жена. Место их захоронения не установлено.
«Какой уж день гремела война, погибали тысячи детей и женщин, на дорогах ревел брошенный скот, завывали сирены, тонули корабли, самолёты врезались в землю, а Сталин звериным инстинктом ненависти, тишком, почти воровски, где-то на окраине провинции, чтоб никто не знал, чтоб никто не слышал, истреблял лучших людей страны, воинов и патриотов, в которых так нуждалась Россия», «Армия сдавала города, никто ещё не ведал, где последний рубеж, могущий стать вторым Бородино, а в подвалах Берии по-прежнему истязали людей». Это цитата из последнего, неоконченного романа Валентина Пикуля «Площадь павших борцов», посвящённого Сталинградской битве. К творчеству Пикуля относятся сейчас по-разному, но даже среди его яростных противников найдётся ли тот, у кого повернётся язык оспорить эту уничтожающую правду?
Отец и мать Эрнста Шахта, в начале 1930-х годов переехавшие в Советский Союз, в сентябре 1941 года, как и почти все немцы СССР, были депортированы. Они были определены на поселение в Карагандинскую область. Год спустя им, «членам семьи изменника Родины», дали по пять лет. Их дальнейшая судьба неизвестна.
Детей Шахта, семилетнюю Риту и трёхлетнюю Лору, после смерти родителей определили в детский дом, обеих удочерили добрые люди. Рите позже удалось набрести на след своих родителей, в 1958 году она вернула себе настоящее имя, отчество и фамилию. Она изрядно потрудилась над тем, чтоб восстановить честное имя своего отца. Ей помогали лётчики, хорошо знавшие Эрнста Шахта – Герой Советского Союза Валентина Гризодубова и Герой Советского Союза генерал Александр Осипенко.
26 ноября 1955 года определением Военной коллегии Верховного Суда СССР Герой Советского Союза генерал-майор авиации Эрнст Генрихович Шахт был посмертно реабилитирован «за отсутствием в его действиях состава преступления». 2 апреля 1960 года он был восстановлен в правах и наградах.
The post Эрнст Шахт: Вчера генерал, сегодня в расстрельном списке first appeared on ИСТОРИЯ ВЕЛИКОЙ РОССИИ.