Марат Баширов: почему Михаил Горбачёв живет так долго
В рубрике «Серьезный разговор» – постоянный гость «Ваших новостей» Марат Баширов. Сегодня политолог рассказал о том, остается ли последний Генсек СССР патриотом России, достоят ли «Северный поток – 2» и почему «Дзержинский» стал ошибкой властей.
«ВН»: – Тема дня: 2 марта юбилей у Михаила Горбачёва? Как вам сегодня видится роль последнего Генсека СССР? Светлый ли это праздник для граждан России?
– Я думаю, что граждане вообще никогда не праздновали день рождения Горбачёва или любого другого лидера, который возглавлял СССР. Единственное, хочу отметить, что он самый старый глава государства, которое называлось СССР. Ему 90 лет. Все остальные не доживали до этого возраста. И это, наверное, самая яркая характеристика этого дня. Все остальное – каждый оценивает по-разному его роль. Кто-то говорит, что он был предтечей тех перемен, которые случились в СССР. Кто-то считает, что там было все запрограммировано, а его роль была чисто техническая. С этим пускай уже история разбирается. И каждый человек, который интересуется этой историей.
«ВН»: – Знаете, кто-то говорит, что залог долголетия – чистая совесть. А кто-то говорит, что гены. Вы думаете, почему именно Горбачёв оказался единственным таким долгожителем из советских лидеров?
– Очевидно, заботится о своем здоровье, следит за ним. Это очень важно. Тем более современные методы медицины позволяют диагностировать все проблемные заболевания. Очевидно, что Горбачев следит за своим здоровьем. Ну и слава богу, в общем-то.
«ВН»: – У вас остались «вопросы» к Михаилу Горбачёву? Как оцениваете его роль, глядя на то, как живет Россия спустя 30 лет?
– У меня никогда и не было к нему вопросов. К тому, что случилось с Россией, он вообще никакого отношения не имеет. Потому что с той поры, когда он ушел с поста… Он совершенно точно является неким символом в глазах Запада, человеком, который якобы запустил реформы в СССР. Хотя я думаю, что это был гораздо более сложный процесс, нежели влияние одного человека. Но с этой позиции он может иногда произносить какие-то вещи, которые Запад не может не замечать. И вот последнее его заявление относительно безопасности ядерной в мире – это важно, это слышат, это перепечатывают, к этому элиты западные прислушиваются. Это надо использовать. С этой точки зрения Горбачёв остается полезен точно своей стране.
«ВН»: – То есть он голос не той доходящей модели «наивной» демократии конца 80-х? Он все-таки играет на стороне России в историческом плане?
– Он, безусловно, патриот России. В этом сомневаться не стоит. Он был героем своего времени. А сейчас он пенсионер, что называется, всероссийского значения.
«ВН»: – Мы с вами еще не успели обсудить памятник Дзержинскому. Как вам видится эта история с таким драматическим решением Собянина в финале?
– На мой взгляд, это была откровенная провокация, на которую почему-то повелись московские власти. Один из организаторов этой истории, несомненно для меня, главред «Эха Москвы», господин Венедиктов, который, в общем, давно занимается подобного рода провокацией.
«ВН»: – Кого он провоцирует? И с какой целью?
– В первую очередь он провоцировал либералов, чекистов и сторонников тех, кто ориентируется на силовые органы власти в России. Потому что тема со сносом памятника Феликсу Дзержинскому достаточно болезненная. Все-таки это человек, который заложил основы наших силовых структур в России. И он до сих пор почитается в этой среде. Поэтому когда такая провокация была запущена, понятно, что там и сторонники силовых органов власти включились. Ну а для либералов это была такая возможность поиздеваться над историей. Из-за этого они так активно и голосовали, топили, как говорит молодежь, за установку памятника Невскому.
«ВН»: – Это была внутренняя интенция Венедиктова? Он такой трикстер? Удовольствие от этого просто получает? Или это был знак сверху?
– Это, на мой взгляд, была ошибка властей города Москвы и команды Собянина, которые допустили эту провокацию. Это не федеральная история, это чисто московская история.
«ВН»: – Годовщина убийства Немцова была 27 февраля. Как со временем начинает восприниматься фигура Немцова, как вам кажется?
– Немцов был ярким лидером тех демократических сообществ, которые в России существуют. И второе, он работал и в региональных, и в федеральных органах власти, что его заметно выделяет среди всех остальных граждан, которые претендуют на звание оппозиционеров. Конечно, Немцов – это потеря для демократического общества в России. Думаю, что каждый год будут проходить такие мероприятия. И власти вряд ли будут препятствовать их проведению. Объективно сказать, это был достаточно взвешенный оппозиционер. Хотя в последние годы он себе и позволял резкие высказывания. Но очевидно, это просто в его характере было – немножко драматизировать события, которые происходили в России.
«ВН»: – О сегодняшней оппозиции. Когда развивалась история с Алексеем Навальным, многие аналитики говорили, что она будет использована для введения новых, гораздо более жестких санкций. Использовал коллективный Запад этот повод?
– Запад все время ищет какие-нибудь поводы, чтобы поддерживать санкционное давление. Но я не верю в то, что нынешние санкции будут носить серьезный характер. То есть они включат каких-то физических лиц, очевидно, назначат какие-то организации, которые связаны с вопросами химического оружия. Но от этого ни тепло ни холодно ни этим физическим лицам, ни этим институтам. А остальная Россия и не заметит этих санкций. Ничего критического не будет. Ценность Навального сильно преувеличена.
«ВН»: – Почему так нерешительно до сих пор действует Запад в отношении «Северного потока – 2»? Представители Германии заявили, что отказаться от этого проекта они не могут.
– «Северный поток – 2» будет достроен. Мы с вами слышали многочисленные заявления российских властей и «Газпрома». Мы с вами слышали заявления от властей Германии и от промышленников. Более того, мы вчера с вами услышали заявление господина Коболева, который возглавляет «Нафтогаз», о том, что они готовы к тому, что «Северный поток – 2» будет достроен. Соответственно сейчас весь вопрос в ценовой политике будет. И в том, что будет с другими транспортными коридорами, в частности с тем коридором, который находится на территории Украины. То есть о прокачке российского газа в Европу через украинскую ГТС. Вот что будут сейчас обсуждать. Сам факт достройки «Северного потока – 2» не вызывает сомнений.
«ВН»: – США додавят Европу в стремлении не оставить Украину без газа?
– Нам-то на самом деле все равно. Нам самое главное, чтобы наш газ покупали и он был оплачен в полном объеме. Если они хотят брать на себя риски, связанные с транспортировкой газа через украинскую ГТС, то ради бога. Это проблема покупателей газа, это не проблема России. Нам все равно, сколько воруют газа на территории Украины. Мы его продаем на выходе из Российской Федерации. Все остальные проблемы – проблемы европейцев.
Источник фото: fedpress.ru, tumblr.com