EurAsian Times: Россия и США имеют шансы возродить разорванные Трампом соглашения
СНВ был официально продлен 3 февраля. Документ предписывает России и США в итоге сократить свой ядерный арсенал в общей сложности до 700 ракет, 800 пусковых установок и 1550 развернутых боеголовок, продлив срок действия до 5 февраля 2026 года.
Решение США возобновить действие договора было одобрено Россией. Посол РФ в Вашингтоне Анатолий Антонов сказал, что Москва ожидает дальнейших переговоров с США по вопросам стратегической стабильности, как только сформируются новые команды в Белом доме и Госдепартаменте. Также заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский подчеркнул, что РФ готова к сотрудничеству и серьезному, содержательному обсуждению с США стратегической стабильности и рассматривает продление договора СНВ как прекрасную основу для таких переговоров.
Позже в феврале госсекретарь США Энтони Блинкен объявил, что Вашингтон готов к новым переговорам с Россией по контролю над вооружениями и другим вопросам безопасности с целью повышения стратегической стабильности.
Как полагают эксперты, продление договора СНВ означает, что у Вашингтона и Российской Федерации есть "еще пять лет для переговоров". Как отметил научный сотрудник Венского центра по разоружению и нераспространению ядерного оружия Ной Мэйхью, обе страны должны использовать это время с умом.
"Каждая сторона должна позаботиться о том, чтобы эта возможность для переговоров была использована добросовестно и с целью заключения последующего соглашения с учетом нового СНВ, а не для того, чтобы отложить разгар кризиса в области контроля над вооружениями до тех пор, пока не наступит 2026 год", — сказал он.
Эксперты считают, что контроль над вооружениями — одна из областей, в которой США и Россия могут и должны сотрудничать как обладатели 90% мировых запасов ядерных боеголовок. Однако стоит пойти дальше. Стороны могут обсудить и согласовать ряд других вопросов, включая отказ от запуска стратегии предупреждения, сделку о юридическом обязательстве не применять и не угрожать применением ядерного оружия против государств, не обладающих таковым.
В то время как Байден отменил ряд решений своего предшественника Дональда Трампа и вернулся к новому договору СНВ, а также к Всемирной организации здравоохранения и Парижскому климатическому соглашению, продление двух других крупных соглашений — Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) и Договора по открытому небу все еще остаются вне повестки американцев.
Эксперты отмечают, что сложившаяся на данный момент политическая обстановка вряд ли позволит изменить ситуацию и возобновить переговоры по договору РСМД, который действовал с 1987 года по 2019.
Однако, несмотря на разногласия между сторонами, Ной Мэйхью считает, что сейчас самое время для восстановления соглашения по открытому небу.
"Оба правительства должны воспользоваться этой возможностью сейчас, как на министерском, так и на дипломатическом рабочем уровне, чтобы незаметно разрешить разногласия и разногласия в реализации "Открытого неба" и вернуть договор на его надлежащее место", — сказал он.
Другие эксперты считают, что Байден в этом деле может встретить сильное сопротивление со стороны органов безопасности и обороны, которые жаждут иметь право размещать ракеты средней дальности в Азии, главным образом, для сдерживания Китая и оказания на него давления с целью сокращения его собственного арсенала. Часть ракет также будет нацелена на Северную Корею.
Мэйхью при этом подчеркнул, что когда администрация Байдена пришла к власти, американо-российский контроль над вооружениями был на грани полного краха. Он считает, что участие других стран в договорах о ядерном оружии, таких как Китай, Франция и Великобритания, является вопросом времени. Однако главными в соглашениях все же останутся США и Россия, которым придется сесть за стол переговоров, чтобы выяснить, какие опасения насчет мировой безопасности есть у их партнеров.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в середине 2020 года ядерные государства мира обладали в общей сложности 13 400 ядерными боеголовками. Около 90% этого ядерного арсенала принадлежит России и США. Другие ядерные государства, такие как Китай, Великобритания, Франция, Израиль, Пакистан, Индия и Северная Корея делят оставшиеся 10%. По оценкам SIPRI, у КНР есть 320 боеголовок, а у США — 5800.
По мнению экспертов, диалог между Москвой и Вашингтоном по контролю над вооружениями, нераспространению и разоружению может дать результаты по разным вопросам, поскольку существует множество сфер, по которым стороны могут вести переговоры. Так, ядерная сделка с Ираном (СВПД) должна быть преобразована в многостороннее соглашение. Россия и США также заинтересованы в том, чтобы ни одна другая страна Ближнего Востока не обладала ядерным оружием. Также формат денуклеаризации Северной Кореи может включать Россию, США, Японию, Китай, ЕС и Южную Корею.
Накануне Россия предложила Белому дому включить в продленный Договор СНВ гиперзвуковое вооружение. Как отметил глава МИД РФ Сергей Лавров, с 2010 года, когда подписывалось соглашение, появились новые типы оружия, которые частично или полностью не попали под действие договора. Теперь же его нужно учитывать.
Читать также:
В Госдуме предложили создать цифровой аналог СНВ-3 для соцсетей
Американист рассказал о перспективах отношений Москвы и Вашингтона после СНВ-3