Украина заявила о правах на русский язык: не московский, а слобожанский!
Казалось бы, только недавно на Украине вступил в силу закон, запрещающий говорить на русском языке – пока, к счастью, не повсеместно, в сфере услуг.
Как вдруг Арсен Аваков, глава МВД Украины, заявил, что неплохо бы организовать пару-тройку каналов, вещающих не на «ридной мове», а… на русском. А все потому, что русский язык России… не принадлежит. Надо бы, дескать, приватизировать.
«В Украине государственный язык – украинский. Но русский язык и русская языковая культура в значительной мере принадлежат и украинцам. Почему я должен ее отдавать?» - заявил Аваков в одном из телеинтервью
Он признался, что сам – выходец с Восточной Украины, но тот язык, который используется на Украине – совсем не русский. А слобожанский, оказывается. И он, по мнению Авакова, не имеет ничего общего с тем языком, на котором разговаривают в Москве.
«В любой стране мира вы увидите, что да, он говорит по-русски, но не говорит по-московски», - эти слова Аваков произнес еще в марте прошлого года, добавив, что в быту общается на русском, а его подчиненные разговаривают, как хотят.
Интересно дивчины пляшут. Ведь последние несколько лет линия партии была, что называется, непреклонна: давить русский язык и все русское всеми возможными способами. Сперва принялись за образование. С 1 сентября прошлого года все украинские школы должны были перейти на государственный язык. Небольшие послабления сделали для тех школ, где обучались представители нацменьшинств – для них установлен переходный период. Это идет вразрез не только со здравым смыслом, ведь русский язык – родной для значительной части населения Украины, но и с законами Европы, и с конституцией самой Украины, но кого это в Киеве волнует?
С января этого года на государственный язык перевели и сферу обслуживания – магазины, кафе и так далее. Ранее этим требованиям подчинился госсектор – муниципальные органы власти, медицинская и транспортная сферы, и так далее. Формально русский язык не запретили, но было дано указание: перевести на мову буквально все, включая газеты, ТВ и печатную продукцию. Нетронутой осталась сфера бытового общения, но это пока.
Языковой вопрос уже начал приводить к конфликтам в самом украинском обществе. С начала года написаны уже сотни доносов на тех, кто не соблюдает новый закон и не обращается с посетителями на государственном языке. Что ни день, то новый скандал: вот, к примеру, вчера в Одессе покупательница возмутилась тем, что продавец обратилась к ней на украинском.
«Это говяжий язык. Если бы мы с вами жили по-человечески, то, наверное, мы с вами договаривались, так как все нормальные люди... Вы историю города знаете? Знаете, кто были первыми поселенцами в городе? Знаете?», – негодовала покупательница, в то время, как ее спутник что-то писал в книгу жалоб
Так зачем же украинская власть вспомнила о русском языке? Причина банальна: властьимущие, несмотря на все их заверения в патриотизме и ненависти ко всему русскому, просто… не знают украинского языка. Взять, например, Юлию Тимошенко. По ее собственному признанию, она выучила мову лишь в 30 лет. Прежний президент Украины Петр Порошенко тоже говорил, что русский язык для него – «природный». Послушайте, как говорит нынешний глава государства Владимир Зеленский: сразу видно, что украинский язык ему не родной. Даже во время собственной инаугурации он не сдержался и перешел на русский язык, а в ответ понеслись неодобрительные выкрики из зала Рады.
Что уж говорить про районные сельсоветы, коли даже глава государства нет-нет, да и переходит на русский? Логика простая, но вполне в духе нынешней украинской власти: мы, конечно, за мову и все такое, и даже законов кучу напринимали, ни абзаца не отдадим агрессору. А язык просто переименуем в… слобожанский, или в восточноукраинский, и продолжим разговаривать на нем, как ни в чем не бывало.
Есть еще одна причина: при помощи русского языка украинская власть хочет попробовать вести более успешную пропаганду, прежде всего за рубежом, обращаясь к русскоязычным по всему миру на том языке, который уж точно все понимают. Именно об этом и говорил Арсен Аваков, комментируя идею инициировать со стороны Украины запрет на вещание российских телеканалов по всему миру (да, там даже до такого додумались).
«Не знаю, как это возможно, я бы лучше сделал по-другому. Я бы инициировал, чтобы наши телеканалы вещали по всему миру, в том числе русскоязычные». По мнению Авакова, украинские каналы на русском языке пользовались бы большим спросом в иностранных государствах.
К сожалению, сопротивляться языковой вакханалии не могут ни обычные украинцы, ни даже представители власти. Упоротые националисты уже не раз высказывали свое «фе» за русскоязычность и в адрес Авакова, и Зеленского, так что вряд ли им понравится попытка приватизировать русский язык – того и глядишь, фразу «Киев – мать городов русских» придется вспомнить. А обычные украинцы, кажется, вздохнут свободнее: хоть восточноукраинским обзывайте, хоть слобожанским – главное, отстаньте и дайте спокойно общаться на том языке, на котором нам нравится.