В 2020 году в отряд волонтёров «Поиск пропавших детей - Орёл» поступило 300 обращений с просьбой найти человека
К счастью, рассказал руководитель отряда «Поиск пропавших детей - Орёл» Олег Тютякин, многих из пропавших находят живыми и здоровыми.
- Олег Юрьевич, когда и почему вы стали заниматься волонтёрской деятельностью?
- Первый опыт волонтёрства я получил 11 лет назад, когда стал участником работы молодёжного оперативного отряда в Орловском автодорожном техникуме. Однажды мне пришлось заниматься поисками своего малолетнего племянника, которого взяли покататься с собой знакомые, не предупредив родных. Эта информация попала в СМИ, после чего мне позвонили из Москвы и предложили пройти обучение, чтобы заниматься поиском людей более профессионально. Мы с ребятами подумали и решили заняться этим хорошим делом.
- Вы ищете только детей?
- Нет, наш отряд ищет и детей, и взрослых. Маленькие дети, к счастью, пропадают очень редко. Чаще подростки и взрослые люди. Но год на год не приходится.
- Как же взрослые умудряются пропадать?
- Дело в том, что пожилые люди нередко теряют память. В этом году жительница Тульской области приехала в Орёл, где у неё нет ни родных, ни знакомых. Забеспокоилась её дочка, так как мама долго не выходила на связь. Мы просмотрели камеры видеонаблюдения, установленные на вокзале. К сожалению, женщину не увидели. Потом начали обзванивать больницы и узнали, что потерявшаяся находится в одной из них с потерей памяти. Позже выяснилось, что, выйдя в Орле из поезда, женщина не понимала, где находится. Стала спрашивать прохожих, какой это город. Люди обратились за помощью к полицейским.
- А дети как теряются - уходят сами в лес?
- Дети легко могут заблудиться и в городе. Девятилетний мальчишка из Новой Ботаники ушёл после уроков из школы, а домой не вернулся, хотя его дом находится рядом. Несколько часов мы искали его по городу, а нашли в районе Лужков. Он сказал, что сел не на ту маршрутку и потерялся. Почему-то ни у кого не стал спрашивать, как добраться до Новой Ботаники.
Был случай, когда пропала 13-летняя девочка. Ушла гулять и не вернулась. Её искали целый день до глубокой ночи. Нашли на Наугорке в машине таксиста. К счастью, живой и здоровой. Но как она попала в этот район города - неизвестно. С деталями ситуации разбиралась полиция. Для нас главное, что нашлась, что жива!
- Есть, наверное, какие-то специальные методы поиска пропавших?
- Конечно. Обязательно проверяем так называемые точки притяжения. Если идёт поиск пожилого человека, то проверяем места, где он раньше жил, куда любил ходить, где живут его знакомые. Если ищем подростка, то проверяем крупные торговые центры и те места, где есть бесплатный Wi-Fi. Подростки часто именно там «зависают».
Есть ещё одна категория «исчезающих». Это те, кто уходит «в загул», неважно какой - алкогольный или любовный. Не дождавшись родных, люди бьют тревогу. Мы откликаемся, начинаем поиск, а в результате получается, что зря теряем время.
- И часто орловских подростков «забирает» бесплатный Wi-Fi, заставляя родителей объявлять своё чадо в розыск?
- Довольно часто. И если бы только в торговых центрах приходилось их вылавливать. Года два назад двое подростков оставили дома записку о том, что уехали в Донецкую Народную Республику. По пути следования в сторону границы они выкладывали в соцсетях фотографии мест, по которым проезжают, даже фотографии карт с маршрутами продвижения.
По тревоге были подняты полиция, Росгвардия, поисковый отряд. На пограничную заставу передали информацию о том, что двое несовершеннолетних из Орла планируют пересечь границу. Работа была проделана колоссальная. Но одна из фотографий «путешественников» всё-таки их сдала. По некоторым признакам стало понятно, что ребята находятся в Орле в районе автовокзала. Никуда они не ездили, а просто вводили всех в заблуждение. Развлекались.
- Что самое тяжёлое в работе волонтёров-поисковиков?
- Это когда находишь пропавшего погибшим. Ведь до конца ты искренне веришь, что найдёшь человека живым…
Но какое же испытываешь счастье, когда поиск завершается удачно! Помню, наши ребята участвовали в поисковых мероприятиях в Калужской области, где пропал ребёнок. Они нашли его. Несли на руках и… плакали. Это действительно счастье.
- Сколько волонтёров в вашем поисковом отряде?
- В Орле 80 волонтёров, а всего в Орловской области - 375 человек.
- Никогда не появлялась у вас такая мысль: а не бросить ли всё это волонтёрство?
- Мне часто задают этот вопрос. Нет. Не появлялось такой мысли никогда.
- Так, может быть, вы в душе не только поисковик, но и следователь?
- Может быть (смеётся). Возможно, поэтому я и учусь сейчас в Воронежском юридическом институте.
- Олег Юрьевич, удачи вам и всем поисковикам вашего отряда! И поменьше тревожных звонков.
Справка
За два месяца 2021 г. отряд волонтёров «Поиск пропавших детей - Орёл» выполнил уже 30 заявок по поиску людей. Найдены 28 человек, один из них, к сожалению, погибшим. Ещё двое находятся в розыске.