«Заточена на социалку». Женщина-режиссёр из Осетии - о кино на Кавказе
Негры и маугли
Залина Бедоева, «АиФ-Северный Кавказ»: Темина Давидовна, вы не раз говорили, что сейчас документальное кино в России развивается намного интенсивнее, чем в советские времена. Благодаря чему?
Темина Туаева: Благодаря государству. Да, существуют частные студии, Российский фонд кино, федеральные телеканалы. Но самую большую поддержку как игровому, так и документальному кино, в том числе в регионах, оказывает департамент кинематографии при Министерстве культуры РФ.
Сегодня в России снимается 200-300 документальных фильмов в год, в советские годы эта цифра была в разы меньше. Наша Северо-Кавказская студия кинохроники, одна из 14-ти студий, работающих в СССР, выпускала три-четыре документальные картины в год, не больше. Тогда каждая студия снимала и кинолетопись, помимо киножурнала, документальных и заказных фильмов. Сегодня отдельно летопись не снимается, её в какой-то степени заменяют документальные фильмы.
С департаментом кинематографии мы работаем с 2002 года, и за это время сделали около 160 фильмов, работая не только по всему Северному Кавказу, но и по всему миру. В прошлом году сняли пять фильмов, до этого на двух студиях («Кинематографист» и «Нарт-Арт») делали до 10 в год. В этом году будем снимать по одному фильму на студию, благодарна и за это.
- О чем будут фильмы?
- Фильм «Абхазские негры» - о неграх, которые уже 200 лет живут в Абхазии, ходят в черкесках, говорят на абхазском языке. Режиссёр картины - Максим Самарин, с которым мы сотрудничаем не первый год. До этого он снял фильм «Линия света» о девочке-маугли из Абхазии. Меня особенно волнуют гуманистические проблемы, ведь темы жертвенности и гуманизма ушли из нашей жизни. Сейчас у многих - позиция «делаю, что хочу, и мне всё равно, что вокруг». Второй фильм - о 90-летии легендарной Ленинградской студии документальных фильмов. Режиссёр картины - Павел Медведев.
Оказались разобщены
- Какое место Северная Осетия в этой сфере занимает среди других регионов страны?
- Осетия всегда была «кинематографической столицей» Северного Кавказа. Здесь находились Дом кино, Союз кинематографистов СК, Северо-Кавказская студия кинохроники, североосетинское телевидение, которое являлось базовым для съёмок как игровых, так и документальных фильмов, фильмов-концертов для всего региона. В каждой из четырёх автономных республик и в Ставропольском крае работали корпункты, которые делали сюжеты для киножурнала «Северный Кавказ». Работало североосетинское телевидение во главе с Ахсарбеком Агузаровым, которого по праву можно считать родоначальником осетинского игрового кино. В те годы в республике снимали по три-четыре игровых фильма в год. Мы были киноцентром, откуда отправляли ребят на учёбу во ВГИК и на Высшие режиссёрские курсы в Москву. Уникальность нашего северокавказского кино состояла в том, что над фильмами сообща работали кинематографисты со всего Северного Кавказа. Вместе они делали одно общее дело.
Традиции продолжаются, мы пытаемся их сохранить, но, к сожалению, многих мэтров уже нет. Да и союзы кинематографистов сейчас разделены по регионам. Продолжаем встречаться на фестивалях, общаться и обмениваться опытом на «круглых столах», там же обсуждаем проблемы развития нашего регионального кино. Мы уверены, что у него большое будущее.
В 2019 году на «Киношок» в Сочи я возила программу документальных фильмов режиссёров Северного Кавказа. В прошлом году предложила Сергею Новожилову, президенту кинофестиваля в Благовещенске, привезти игровые фильмы. В декабре прошлого года в Нальчике на кинофестивале «КБР-100» по инициативе Сергея Владимировича состоялся «круглый стол» именно с молодыми северокавказскими режиссёрами. Программа их фильмов продемонстрировала высокий творческий потенциал ребят.
- Чего сегодня не хватает молодым людям для творчества?
- Необходимо создать производственный комплекс на базе Северо-Кавказской студии кинохроники. Мы надеемся, что этот проект реализуется, распоряжение о создании подобной студии подписано президентом. А это новые проекты, новые имена... Молодых режиссёров на Кавказе очень много. Одна только студия Александра Сокурова в КБР заявила о себе на весь мир в лице Кантемира Балагова и Владимира Битокова.
Человек команды
- А ваше творчество? Чем планируете дальше заниматься?
- Я стою на определённой платформе, моя аудитория - молодёжь. Снимаю фильмы о нашем регионе, о его истории и о его знаменитых людях. Я представитель старой школы и заточена на социальную и патриотическую проблематику, понимая задачи и значение документалистики. Сейчас кино более индивидуально, так называемое продюсерское кино. Я же человек коллектива и команды. Так было и на североосетинском телевидении, где я трудилась в киноредакции, и на Северо-Кавказской студии кинохроники, где за 10 лет, будучи редактором, сделала 480 номеров киножурнала.
Часто провожу встречи в вузах. Молодым очень интересны исторические картины - это как раз мой зритель. Переводим фильмы на иностранные языки для зрителей в Турции, Венгрии и для других стран Европы. Плотно сотрудничаем с крупными музеями и библиотеками. К примеру, мой фильм «Северные аланы» о Туре Хейердале показывают в музее «Кон-Тики» в Осло.
Продолжая тему аланов, в прошлом году мы работали над фильмом о потомках алано-вандалов в Марокко и в Тунисе, но из-за эпидситуации не получилось поехать туда. Фильм я сделала на своих материалах и материалах из интернета, поэтому при возможности, конечно, отправлюсь в Африку. Также в планах работа над «Треножником истории». Это фильм о той роли, которую сыграли индоиранцы, то есть мы, осетины, в развитии западной цивилизации. Также продолжим просветительское направление - фильмы о Махарбеке Туганове, Игоре Лотиеве и других знаменитых выходцах из республики.