«Не ехать!» Альгис Микульскис о способе спасти Россию из «спортивного концлагеря»
Альгис Микульскис в авторской колонке пытается понять, как вести себя российским спортсменам, оставшимся без флага и гимна.
Международная атака на российский спорт высоких достижений началась не вчера и, похоже, закончится не завтра. Главной темой, на которой спекулируют мировые «смотрящие» за крупнейшими соревнованиями, стала тема допинга и участия государства в практике его применения.
Специальный корреспондент ФАН Альгис Микульскис в своей авторской колонке пытается понять, как вести себя спортсменам, оставшимся без флага и гимна. Он разобрался в общественном мнении по этому поводу и выяснил, кто громче всех кричит «Держи вора!»
Кому как, а мне кажется, что нынешняя череда всех этих «допинг-скандалов» с российскими атлетами началась вовсе не в конце 2015 года с расследования «спецкомиссии» агентства WADA, закончившегося отстранением наших легкоатлетов, гребцов и штангистов от Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Не началась она и в марте 2016-го, когда случилась громкая история с «мельдонием». И не двумя месяцами позже, с публикации газетой The New York Times «шокирующих откровений» бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова…
Началась она, уверен, 16 марта 2014 года и к спорту не имела абсолютно никакого отношения. Уход Крыма из украинской юрисдикции в российскую — вот что стало началом того, что в итоге привело российскую олимпийскую сборную к беспрецедентным репрессиям со стороны чиновников МОК и WADA.
Так называемое «мировое сообщество», буквально оторопевшее от бескровного «крымского удара» Москвы и не имеющее на нее практически никаких рычагов влияния — санкции не в счет по причине их неэффективности, — решило отомстить неспортивным способом, ударив по российскому спорту. А триумфальное выступление наших на Сочинской Олимпиаде только добавило ярости в действия «мстителей» и их симпатизантов. Таких, как Константин Эггерт, например. Который в вышеупомянутом марте 2016-го в своем комментарии на страницах Deutsche Welle прямо указывает на источники «недовольства» — своего и, разумеется, западного — действиями России. А в мировом спортивном пространстве, напомню, бушует «мельдониевый» скандал.
«Крым, кровавое болото Донбасса, малайзийский «Боинг», санкции, разбомбленные сирийские больницы, суд над Надеждой Савченко, экономический спад и допинг, допинг, допинг...»
Ну, то есть вы понимаете… Вердикта по «Боингу» еще нет, но эти люди уже уверены в том, что Россия виновна, информацию о «разбомбленных больницах» они получают от «Белых касок», на которых клейма ставить негде, Савченко для них — неподсудна… «И допинг, допинг, допинг»! Как тут не поверить такому человеку!
В мае того же года начинает раскручиваться «дело Родченкова». Затем, по его итогам, выходит в свет «доклад Макларена» — ФАН в свое время писал об этом во всех подробностях — и МОК лишает российскую сборную тринадцати наград зимней Олимпиады-2014. Девять из них потом вернули, но это никому уже не было интересно.
Идем далее. В начале декабря 2017-го приостановлено членство Олимпийского комитета России в головной организации, а сборная страны отстранена от Игр в корейском Пхенчхане. Якобы «за систематическое нарушение антидопинговых правил». Те же из спортсменов, которых допустили, выступают под «нейтральным» флагом и в статусе «олимпийских атлетов из России». Глядя из дня сегодняшнего, я понимаю, что это было проявлением просто махрового «либерализма» по отношению к нашей стране — ведь само ее название тогда еще не было под запретом, да и членство ОКР в МОК было восстановлено. Но — после окончания Игр.
Как мы все понимаем, такое нетерпимое положение вещей долго сохраняться не могло, и 9 декабря 2019 года российских спортсменов решили окончательно превратить в узников этакого «спортивного концлагеря». Исполком Всемирного антидопингового агентства WADA лишает статуса соответствия свое российское отделение РУСАДА, олимпийская сборная на четыре года отстраняется от участия в крупных международных соревнованиях, включая Олимпиады, а Россия остается без права проводить чемпионаты мира. Те же из спортсменов, кто настроен на выступления, — должны будут делать это, опять-таки, под «нейтральным флагом» и без гимна и любой символики, напоминающей о России. Точка!
Хотя нет, это еще не было точкой… В преддверии летних Игр в Токио национальный комитет задумался о том, под какую же музыку пойдут те из наших олимпийцев, кого мировые чиновники все же соизволят допустить до соревнований. Выбор, как все знают, пал на «Катюшу» — легендарную и хорошо известную в мире песню, ассоциирующуюся у миллионов людей именно с Россией… Вот эти самые «легендарность» с «ассоциацией» и сыграли с ней злобную шутку.
12 марта агентство Associated Press сообщило:
«Комиссия CAS считает, что любой гимн, связанный с Россией, распространяется на любую песню, связанную с Россией или со ссылками на нее, в том числе с «Катюшей».
Теперь — точка!
Сказать, что Рунет забурлил, – ничего не сказать! Обсуждались и обсуждаются до сих пор две главные темы: под какую музыку идти и ехать ли вообще? Поиски ответа на первый вопрос смысла не имеют — запретят все! А вот вопрос второй — гораздо принципиальнее. Споры — да еще какие! — по поводу выступления без флага, герба, гимна и любой символики разгорелись в Сети еще перед Пхенчханом, и мнения были кардинально противоположные.
Одни, такие как известный колумнист Ольга Туханина, считали обезличенное участие в этой Олимпиаде недопустимым:
«Нельзя бесконечно говорить о наших символах, о наших памятниках и нашей памяти, а потом теми же губами заявлять, что нам и без флага хорошо. Подумаешь, мелкая неприятность. Люди такое мотают на ус: «Эге. Вчера за деньги был патриотом, сегодня все заинтересованы в Олимпиаде — вещатели, рекламодатели, функционеры — так что не грех побыть космополитом. Чуточку. Один раз — не контрабас, а скрипочка».
Другие, подобные известному колумнисту Роману Носикову, напротив, рвались в бой:
«Наличие наших атлетов под нейтральным флагом свидетельствует всем и каждому о том, что русские вину не признали. Не покаялись, а упорствуют. На них давят изо всех сил, а они на эти силы что-то русское забили. И, напротив, отсутствие наших спортсменов на соревнованиях — косвенное доказательство справедливости обвинений. «Смотрите, эти русские боятся выходить на состязания без своей допинговой программы!»
Полностью эту заочную дискуссию можно увидеть здесь. Она и ей подобные споры в тот год ни к чему не привели — допущенные поехали, выступили и вернулись с 13-м местом в неофициальном медальном зачете. Вроде затихло… Но подоспела новая Олимпиада — и споры заполыхали с удвоенной яростью.
Так ехать или не ехать? Если три года назад я питал еще некие иллюзии по поводу отношения Запада к нашим спортсменам и думал, что пусть съездят в Южную Корею, как есть, — в «нейтральном виде» — раз уж готовились, а в Токио-то все будет честь по чести, с гимном, флагом и гербом, то к сегодняшнему дню все эти видения рассеялись. Кстати, отличным примером мне послужил наш министр иностранных дел Сергей Лавров с его заявлениями по поводу совершенно сбрендившего на почве Навального Евросоюза. Помните?
«Мы исходим из того, что мы готовы. Если мы еще раз увидим, как мы уже почувствовали не единожды, что в каких-то областях накладываются санкции, которые создают риски для нашей экономики, в том числе в самых чувствительных сферах, — да. Мы не хотим изолироваться от мировой жизни, но надо быть готовым к этому. Хочешь мира — готовься к войне».
На Россию будут давить. Давить до тех пор, пока она не «прогнется». А она — не прогнется. Значит давить будут всегда. Так есть ли смысл продолжать игру с шулерами, у которых просто физически невозможно выиграть?
Поэтому — нет, не ехать! Возможно, есть смысл вспомнить об опыте Игр доброй воли? Но не ехать. Хотя решать будет, конечно же, каждый сам за себя.
И в заключение — о том, кто же громче всех кричит: «Держи вора!»
В начале марта 2019 года в австрийском Зеефельде финишировал чемпионат мира по лыжным видам спорта. Сборная Норвегии победила в неофициальном медальном зачете, завоевав 25 медалей, из которых 13 были золотыми.
Тренер сборной России Юрий Бородавко поведал тогда секрет их фантастической победы:
«Норвежская федерация не так давно публиковала, что в команде есть две девочки, которые до такой степени больны, что им прописали гормоны роста по жизненно важным показаниям. Потом мы смотрим протоколы гонок, и оказывается, что обе эти девочки наверху. Или читаем пресс-релиз, что у одной спортсменки вдруг так сильно заболела стопа, что она без определенных препаратов вообще ходить не может. А побочные действия у этих препаратов — увеличение физической силы, выносливости, стрессоустойчивости. Вот и получается: то у них кости болят, то связки не держат. Хочется спросить: ребята, а как вы с такими болезнями вообще добираетесь до пьедестала, обыгрывая всех здоровых?»
А вот так и добираются, уважаемый Юрий Викторович! Под громкие крики своих тренеров и прочих функционеров о «нечестности» России в целом и ее спортсменов, в частности. На фоне общей пропагандистской антироссийской истерики, набравшей еще большие обороты после Крымской весны 2014 года, эти крики западным обывателем потребляются с фантастическим успехом.
Но это примеры, так сказать, «узаконенного» допинга. Астма, мол, у людей! А вот, к примеру, олимпийскую чемпионку из той же Норвегии Терезу Йохауг поймали на употреблении стероидов безо всякой астмы и дали в наказание скромные 13 месяцев дисквалификации.
Или американцы Джаррион Лоусон и Эджи Уилсон. Вчистую оправданы, не глядя на «вещества» в крови. Ведь во всем оказалось... виновато мясо, которое они ели на обед! Или олимпийский чемпион в эстафете Гил Робертс. Какая-такая «дисквалификация»? «Пробенецид» попал в его организм в результате... поцелуя с девушкой. Но тут, конечно, немного успокаивает одно: там, похоже, скоро начнут дисквалифицировать за то, что поцелуй был именно с девушкой.
И подобных случаев — сотни!
Не стоит думать «раз можно им, то можно и нам». Приводя эти примеры, я имел ввиду только то, что замечать нарушения и наказывать за них нужно не только Россию. Несправедливости она не терпит.