Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Март
2021

Всех чиновников – на детектор лжи. В российской провинции – коррупционный скандал года

Ставрополь – горячая точка на управленческой карте Родины. Все губернаторы страны наблюдают с тревогой: если опыт Владимирова покажется в Кремле удачным, аналогичные перетряски ждут и их.

Коррупционных скандалов, как известно, в России хватает. Без них даже было бы, пожалуй, скучно. А то – ждёт-ждёт народ, поругивает зарвавшихся бюрократов, но толку никакого. "Воруют и воруют, негодяи!" – злится обыватель. И вот – ррраз! – задержан Такой-то-Такойтович. То замминистра, то депутат, а уж если министр – так и совсем хорошо становится.

И когда прозвучала новость о задержании зампреда Ставропольского краевого правительства, песней отозвалась она в домах местных жителей.

Ещё один пошёл! Да когда уж всех этих лихоимцев пересажают, а? – с известной долей удовлетворения высказался в беседе с Царьградом менеджер Денис Яковлев. – То одного поймают, то другого.

Нет, сам Денис Яковлев лично к арестованному заму губернатора Владимира Владимирова – Александру Золотарёву – претензий вроде как не имеет. Но наглость, говорит, впечатляет: только-только, казалось, его предшественника прихватили примерно на том же самом (Андрея Мургу, который успел, правда, быстренько уволиться и сбежать в Испанию). Плюс, конечно, сумма, переложенная Золотарёвым из бюджета в собственный карман (счёт), поражает воображение простого ставропольца – 63 миллиона рублей, шутка ли, в 2 333 раза больше средней месячной зарплаты в регионе! И это – только по официальной версии следствия, народная молва, которая, как известно, мыслит шире, приписывает ему куда как более значительный размах. 

Вице-премьер летел в Москву: Пытался сбежать или "решить вопросы"?

Задержание Александра Золотарёва, горного инженера по первому высшему образованию, который начинал трудовой путь оператором скважин, а потом двадцать лет отдал банковскому бизнесу, успев поработать и председателем Северо-Восточного подразделения Сбербанка, а потом на аналогичной должности в Северо-Кавказском Сбере, происходило, можно сказать, буднично.

Взяли его под белы рученьки в аэропорту Ставрополя – учли, надо думать, силовики грустный опыт с предыдущим краевым вице-премьером, упоминавшимся уже Мургой. Всё случилось, когда Золотарёв собирался вылетать в Москву. Зачем?

Версий источники "Первого русского" называют две.

Первая – очевидная (её озвучивает и СКР, кстати). Банально: чтобы из Первопрестольной навострить лыжи в Европу. И, если что, на счёт лыж – это не столько оборот речи, сколько, по неофициальным данным, реальность, – путь его прокладывался в одну из стран с альпийскими курортами.

Вторая – конспирологическая. Вице-премьер пытался "решать вопросы" в столице, чтобы выскочить из-под удара, на линии которого он оказался, когда показания начал давать уставший от обещаний "вытащить" бывший экс-министр строительства и архитектуры Ставропольского края Алексей Когарлыцкий, насобиравший с момента задержания в ноябре 2019-го аж шесть уголовных дел.

Когарлыцкий всё ждал, пока его спасут, аккуратно "слив" обвинения с переквалификацией на менее серьёзные. Однако этого не случилось. Наоборот, петля затягивалась всё сильнее. И ему "подсказали", что выход может быть только один: если он даст показания – причём объективные, подтверждённые доказательствами, что во главе откатной схемы стоял не он, а другой, более значимый чин, который давал указания и с которым он, соответственно, "делился", выполняя поручения,

– объясняет наш источник, знакомый с ходом расследования. 

"Произвожу ускорение по госконтрактам. Дорого"

Пока что Золотарёву, который отвечал на посту зампреда правительства Ставрополья за взаимодействие с субъектами рыночной инфраструктуры (банками, биржами), развитие рынка ценных бумаг, привлечение финансовых ресурсов в экономику Ставропольского края, инкриминируют три эпизода взяточничества "в особо крупном размере".

Все они связаны с Когарлыцким, конкретно – с хищениями при распределении госконтрактов на строительство объектов здравоохранения в столице региона.

В декабре 2017 году Золотарёв, вступив в сговор с Алексеем Когарлыцким, получил взятку в размере 2,5 млн рублей от представителя акционерного общества за покровительство при реализации госконтракта по строительству нового корпуса Краевой детской клинической больницы (КДКБ). Также в 2018-м он вместе с Когарлыцким, действуя по отлаженной схеме, получили от представителя того же юрлица взятку свыше 15,5 млн за покровительство при реализации государственного контракта по строительству лечебно-диагностического корпуса Краевого клинического кардиологического диспансера в Ставрополе. Кроме того, в 2019-м Золотарёв вместе с Когарлыцким получили взятку от представителя той же самой организации в размере более 45 миллионов рублей за покровительство при реализации государственного контракта по строительству лечебно-диагностического корпуса Ставропольского краевого клинического онкологического диспансера,

– официально сообщили "Первому русскому" в СКР.

Каждый из озвученных контрактов – лакомый кусок для мздоимцев.

Допустим, многопрофильный лечебный корпус КДКБ стоит почти 3 млрд рублей, из которых примерно половина – деньги краевого бюджета.

Первый контракт был заключён с компанией из Грозного, однако она не справилась – освоила только около 100 миллионов из почти 670 млн запланированных. И с ней расстались. Уже через год появился новый подрядчик – из Москвы, участвовавший до того в ремонте автодорог в республиках Северного Кавказа. А сумма финансирования из краевой казны тем временем выросла до 1,8 млрд.

Но безобразия, по версии следствия, начались ещё на стадии проектирования. Схема простая – откатная.

Сначала выписывается задание на выполнение инженерных изысканий и разработку проекта на одну величину, а потом она увеличивается ещё немного – якобы на дополнительные нужды, в реальности уже присутствующие в первой версии технической документации.

Так вот, Когарлыцкому инкриминировалось необоснованное завышение цены, обозначенной в 17 миллионов, на 1,7 млн рублей. А теперь выясняется, что мзда-то была выше – в долях с Золотарёвым, по версии следствия, они получили 2,5 миллиона на двоих.

По онкодиспансеру (финансирование на 3,6 млрд из региональной казны), где разработкой занималась та же контора, что и в истории с ДКДБ, проектный центр из Москвы "Гипроздрав", проект оценивался в 100 млн, а взяли чиновники 45 миллионов (летом прошлого года, когда возбуждалось четвёртое дело против Когарлыцкого, СКР озвучивал 34 миллиона).

И, наконец, третий эпизод – кардиоцентр. Исполнитель по проекту тот же, сумма чуть меньше 50 млн, откат – 15,5 млн.

Подозреваемые, по данным СКР, используя своё должностное положение, "придавали ускорение" для того, чтобы "Гипроздрав" быстрее проходил согласования.

Не факт, что тремя случаями расследование в отношении Золотарёва и ограничится: та же проектная организация, судя по "реестру" дел против бывшего министра, выполняла и другие подряды – в частности, по подготовке строительства "Культурно-образовательного и музейного комплекса" в Ставрополе. 

"Я этому человеку доверяю"

Говорят, что губернатор Владимиров, узнав о задержании своего зама Золотарёва, был в бешенстве – его возмущённые крики из кабинета на втором этаже "белого дома" на пл. Ленина, 1, рассказывает инсайдер, были слышны чуть ли не по всему зданию.

Такой ярости и я не припомню. Одновременно он, кажется, был в полнейшей растерянности. Даже сложилось впечатление, что он ждёт звонка из Администрации президента: мол, пиши заявление по собственному. Позор, конечно, на всю страну. Хотя – шептались, что рано или поздно за Золотарёвым придут, но он так уверенно вёл себя, что смог убедить всех, включая губернатора,

– отмечает один из наших собеседников.

Более того – буквально недавно, на большой пресс-конференции по итогам прошлого года, состоявшейся в середине января, глава региона публично объявил, что доверяет своему заму и не будет отправлять его в отставку.

Правоохранительная система работает, она намерена разобраться. В рамках дела он участвует в следственных мероприятиях. Пока вопросов нет. Он работал и будет работать, думаю. Я этому человеку доверяю,

– заверил Владимир Владимиров, когда его попросили прокомментировать информацию о прошедших незадолго до Нового года обысках у в кабинете у Золотарёва.

И вот – задержание. Фактически – прямое доказательство того, что губернатор доверился "не тем людям". Тем более, что Золотарёва приглашал в Ставрополь он сам, когда перебирался из кресла замгубернатора ЯНАО на пост главы южного региона.

Понятно, что ещё будут следственные действия, нужно собрать всю доказательную базу, потом – суд, защита и всё прочее. Но удар по имиджу получился крайне жёсткий.

Однако, поостыв, Владимиров решил сделать ход конём. Он не только не стал писать заявление об увольнении сам, но и отправил в отставку собственное правительство. Раз бросил на вас тень один из соратников, значит, никому больше доверия нет.

В отношении всех членов регионального кабмина он приказал провести так называемый "антикоррупционный аудит" при содействии силовиков. 

Мы проведём полную проверку в отношении каждого, и только после этого будут приниматься решения, кто войдёт в новый состав правительства края. До тех пор все члены кабмина продолжат работать в статусе исполняющих обязанности, 

– пояснил сам Владимиров. 

Отставка состоялась. Что изменилось?

Пока, собственно, ничего. Все замы и министры остались при своих должностях, только с приставкой и. о. Губернатор сделал шаг, направленный на сохранение собственной репутации – и, разумеется, репутации власти в принципе.

А высокопоставленным чиновникам, между тем, предстоит, по информации "Первого русского", неприятная процедура в виде полиграфа – детектора лжи (негласно, но обязательно), а также предоставление "кураторам" на проверку всей документации с их подписями на крупных госконтрактах, а также сверка по имуществу и доходам.

Встаёт вопрос о том, чем занимается специально созданная в 2015-м (кстати, как раз когда принимали на работу Золотарёва) антикоррупционная структура при правительстве, в чью задачу входит не только проведение соцопросов населения на тему "Кто у нас тут самый алчный" (на это ежегодно край тратит порядка миллиона рублей – тьфу в сравнении с тем, что украли, по версии следствия, зампред и министр) и контроль над действиями чиновников.

Впрочем, антикоррупционная деятельность силовых структур в Ставрополье выглядит достаточно эффективной.

Свидетельство тому – недавние уголовные дела против двух вице-премьеров Ирины Кувалдиной и Андрея Мурги, министров Игоря Васильева (и его первого зама Андрея Лазуткина) и Алексея Когарлыцкого, а также его заместителя Петра Кожина, бывшего полпреда губернатора Сергея Батынюка, экс-мэра Пятигорска, ставшего тоже полпредом Владимирова по Кавминводам Льва Травнева.

Кстати, с детектором лжи не всё так просто. Тот же Андрей Мурга в своё время успешно миновал испытание: прибор показал, что он честен на 99,9 процента. А потом, как говорится, что-то пошло не так.




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
Australian Open

Алькарас: Уезжаю из Австралии с гордо поднятой головой






«Близкий к идеальному»: актер Павел Ворожцов назвал лучший город в мире

Mash: Кандидату в депутаты грозит 10 лет за таран машины ДПС в Подмосковье

Бывший председатель Петросовета Геннадий Боднарчук из колонии ушел на СВО

Специалисты рассказали, что для видеомэппинг ровный экран не нужен