Пара шагов до катастрофы
Может, жители ТиНАО думают, что очередная климатическая новость их не коснется, но достанется всем! Когда теплое течение Гольфстрим остановится и перестанет согревать близлежащие страны, замерзнем и мы с вами. Тем более, что Гольфстрим уже замедлился. Впервые за 1600 лет! А это может повлиять на все: урожаи, экономику и даже политику.
Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Geoscience, взбудоражило мировую общественность. Теплое течение Гольфстрим, согревающее европейские страны, может попросту стать бесполезным. Пока что оно еще работает. Греет, делает климат европейских стран мягким и приятным. Но надолго ли? Вероятно, нет. К катастрофе уже пора готовиться жителям Великобритании и Ирландии, где климат даже с Гольфстримом, мягко говоря, не подарок. А тут...
Исследователи на полном серьезе считают, что Европа может замерзнуть. А где Европа, там и Москва. Мы находимся на одном материке. Так что нам срочно нужно что-то делать.
— Система Гольфстрима работает как гигантская конвейерная лента, транспортируя теплую поверхностную воду с экватора на север и отправляя холодную воду с низкой соленостью обратно на юг.
Она перемещает почти 20 миллионов кубических метров воды в секунду, почти в сотню раз больше потока Амазонки, — пишут исследователи, опубликовавшие работу в журнале Nature Geoscience.
Иными словами, течение забирает более холодную воду с севера и отправляет ее на юг, взамен отдавая теплую, чтобы населению той же Ирландии жить было более-менее сносно. А теперь представим, что этот процесс всерьез замедлился....
В том, что Гольфстрим уже не тот, как полторы тысячи лет назад, ученые обвиняют глобальное потепление. Виноваты в нем в том числе и парниковые газы, которые выбрасываются во всех мегаполисах и крупных городах, в том числе в Москве.
Гольфстрим движется благодаря соленой воде. Но после таяния ледников в Атлантический океан поступает много пресной, которая и нарушает этот процесс.
— За последнюю тысячу лет система океанических течений в Атлантическом океане оказалась самой слабой. И надо понимать, что Гольфстрим играет глобальнейшую роль в вопросах климата, — считает кандидат технических наук, ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец. — Теперь течение замедлилось, и здесь прогнозы совершенно разные, вплотьдо катастрофических. Изменение температуры Гольфстрима на 16 тысячных градуса, что вообще ни о чем, меняет его энергетику, сравнимую по силе с шестью миллионами водородных бомб. Это такие силы природы!
Евгений Тишковец приводит в пример известный эффект бабочки. И если уж взмах крыла этого насекомого может привести к необратимым последствиям, то что говорить о важном теплом течении... И к чему же нам готовиться?
— Есть совершенно разные оценки. Но чтобы смоделировать климат, нужно учесть столько моментов... Например, воздействие стратосферных аэрозолей (аэрозольные частички в стратосфере являются результатом вулканических извержений. — «НО»). Бабушка надвое сказала, что будет, когда взорвется какой-нибудь вулкан, например Кракатау, — продолжает Евгений Тишковец.
А ведь он может нанести урон климату не хуже Гольфстрима. И поэтому к стратосферным аэрозолям добавляется огромное количество факторов.
— Надо понимать антропогенное влияние, как будет преобразовываться поверхность суши, темпы демографии, развитие экономики, — говорит Тишковец. Тонкостей настолько много, что в этот список добавляется даже будущее устройство мира и вероятность войн, локальных конфликтов.
Хотя уже существуют разные сценарии развития событий. Самый мягкий — когда температура на нашей планете повысится на один градус.
— Самый жесткий — температура станет выше на четыре-шесть градусов. И тогда мы все попросту здесь сгорим, — комментирует Евгений.
Хотя при таком маловероятном развитии событий у жителей России есть хорошее преимущество.
— Своеобразный Ноев ковчег будет в глубине России, где мы сможем пережить эту беду, — считает Евгений Тишковец. — Но на территориях, что находятся южнее примерно 40–45 градусов северной широты, жить будет невозможно.
Москва же чуть выше, на 54 градусах. Так что при хорошем раскладе у нас будет шанс. Но Евгений Тишковец уверяет, что паниковать не надо.
— Относительно Гольфстрима Мировой океан еще так не изучен, чтобы давать прогнозы, — говорит он.
А ситуация с его замедлением учит только одному: надо всерьез задуматься о том, что мы делаем на этой планете. Ведь ничто не остается незамеченным не только в природе, но и в повседневной жизни. Любые колебания климата воздействуют на политику и экономику всех городов и стран.
— Например, надо продумывать системы минимизации рисков от природных явлений, которые наносят колоссальный вред. Систему оповещения населения о возможных катастрофах, развивать свою систему гидрометеорологической безопасности и многое другое, — считает специалист.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский:
Москва впервые попала в список городов категории А рейтинга Международного проекта по раскрытию данных о выбросах парниковых газов Carbon Disclosure Project (CDP) по экологической отчетности. В список вошли 88 городов из 591 города, подавших отчетность. Мы собираемся дальше продолжать те изменения, которые начаты десять лет назад. С уверенностью смотрим в будущее и считаем, что мы подготовим город к климатическим изменениям.
The post Пара шагов до катастрофы first appeared on Новые Округа.