"Отец солдата" - один из самых сильных фильмов о войне
Черно - белый фильм «Отец солдата» был снят 55 лет назад, лет шесть назад его отреставрировали и сделали в цвете.
"Отец солдата" один из самых сильных фильмов о войне, он вошел в сокровищницу мирового кинематографа. Его переводили на многие языки мира, показывали в Каннах. И в этом огромная заслуга его создателей. Режиссера Резо Чхеидзе, автора сценария Сулико Жгенти и, конечно же, исполнителя роли главного героя, актера Серго Закариадзе.
Хотя как потом признавался Резо Чхеидзе, лучшим признанием для него стали не награды и премии, а коротенькое письмо от неизвестного вора, который сам принес в милицию все награбленное и заявил , что вчера посмотрел фильм " Отец солдата", всю ночь плакал и у него проснулась совесть, хотя в картине про воров ничего и не было...
Резо Чхеидзе, как только прочитал сценарий своего друга сценариста, сразу понял, кто будет играть в главной роли. Он пришел к другому своему другу, актеру Серго Закариадзе, и стал рассказывать ему историю про старика, который ищет своего сына на фронте.
К концу рассказа он увидел, что Серго Закариадзе заплакал как ребенок.. Тогда режиссер и признался, что хотел снять такой фильм. Серго Закариадзе сразу согласился, он был искреннее счастлив , что
будет играть в этом фильме. Но начальству такая кандидатура на главную роль не понравилась. Говорили, что он больше театральный актер и такую роль не потянет...
Режиссеру пришлось долго и упорно отстаивать его кандидатуру. Все согласовывалось в Москве, в том числе и финансирование.
***
Фильм запускался на киностудии "Грузия-фильм", но денег было мало даже по советским меркам. Всего 350 тысяч рублей. А батальные сцены стоят дорого. Снимали картину в Подмосковье, недалеко от Наро - Фоминска. Благо, мы все тогда жили в одной стране. И в съемках фильма помог, чем мог " Мосфильм" , ближайшие воинские части. Если бы не помощь друзей - коллег и военных, которые помогали просто за " спасибо" фильм был не сняли.
Московский военный округ предоставил армейские подразделения для массовки и военную технику. “Немецкую натуру” снимали в окрестностях Риги и Калининграда.
***
Был, как и полается в те годы, у фильма свой военный консультант, уже
при сдаче картины, он и спас картину. Ведь ее хотели " положить на полку"
Тогдашний министр культуры Фурцева Екатерина Алексеевна, посмотрев уже готовый фильм, категорично заявила, что не пропускает его. Мол, как такое возможно, "что простой старый грузин бьет советского офицера, который танком переезжает виноградные лозы... Это же грубое нарушение устава Советской Армии.."
Но консультант картины генерал Евгений Востоков убедил министра, что это не солдат наказывает офицера, а отец воспитывает танкиста, годящегося ему в сыновья, беречь все живое, в том числе виноград…
Сказать, что Серго Закариадзе выложился в этой картине на все 100 процентов, это ничего не сказать. Актер, которому было уже 56 лет, быстрее молодых солдат полз пластунски. Уже в 6 утра он сидел в маленьком автобусе, который вез киногруппу к местам съемкам. Он очень боялся опоздать, кого то подвести.
Он жил своим героем и день и ночь. Когда фильм наконец – то был снят, он как ребенок, плакал. Ему было очень жаль расставаться со своим героем Георгием Махарашвили...
Премьера фильма была скромной, проходила она в тбилисском Дворце пионеров. Все ревели не стесняясь слез. Уже потом фильм показали и в ЦК, и Брежневу... На широком экране премьера была 9 мая 1965 года...
"Как ты вырос, сынок мой! Какой стал большой! Матери твоей что сказать? ".
После этой фразы ревели зрители в кинотеатрах Москвы, Киева, Мурманска , да по всей стране. И сейчас нельзя, даже в сотый раз пересматривая этот фильм, не плакать. Просто не получится.
За главную роль Серго Закариадзе получил Ленинскую премию и другие высокие награды, на него обрушилась мировая слава. Его узнавали во всем Советском Союзе, многие просили его совета по воспитанию детей, письма от зрителей ему приносили мешками...
Для всех он был просто ОТЕЦ. Но недолго все длилось. Всего шесть лет.. В 1971 году актера не стало.. Было больное сердце. Попрощаться с ним пришел весь Тбилиси. Панихида была в его родном театре.
Когда военные занесли на сцену венок с лентой: “Отцу солдата от его сыновей”, слез не мог сдержать никто...