«Вся инфраструктура отношений уничтожена»: как Лавров демонстративно отрекся от Европы
Приехав в Китай, глава МИД проклял Запад. Эксперты видят в этом элемент шантажа
«С Евросоюзом как организацией отношений нет», — заявил сегодня Лавров на встрече в КНР с китайским коллегой. За день до этого он призвал Россию и Китай отказаться от доллара и западных платежных систем. С китайской стороны тоже последовали острые высказывания. Эксперты считают, что конфронтация с Западом у РФ серьезнее, чем у Китая, и на поддержку Поднебесной нам лучше не рассчитывать. О том, кто от кого откажется первым — Россия от доллара или доллар от России, — в материале «БИЗНЕС Online».
Отношения уничтожены
Отношения России с Европейским союзом уничтожены, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров на второй день своего пребывания в КНР, где он проводит переговоры со своим китайским коллегой Ван И. Лавров подчеркнул, что Россия не дружит «против кого бы то ни было»: «у нас и Китай добрый сосед, и Европейский союз — тоже наш сосед». Но ЕС сам разорвал отношения сРФ, и это привело к сравнительно более быстрому развитию отношений с Китаем, отметил министр.
«Еще раз подчеркну, с Евросоюзом как организацией отношений нет. Вся инфраструктура данных отношений уничтожена односторонними решениями Брюсселя», — заявил Лавров. Министр подчеркнул, что с некоторыми странами Евросоюза, которые «хотят руководствоваться своими национальными интересами», партнерские отношения сохранены.
Тему «дружбы против» на сегодняшней встрече начал сам Ван И. «В эти дни горстки европейских сил выступают на международной арене с обвинениями в адрес Китая и России. Но они знают, что составление лжи под надуманными предлогами и попытки вмешиваться во внутренние дела Китая и России — это давно ушло в прошлое», — отметил Ван.
Напомним, почва для таких заявлений была: ЕС накануне принял санкции в отношении нескольких чиновников Синьцзян-Уйгурского автономного округа за преследование уйгуров. В этот же день Китай ввел ответные санкции в отношении 10 граждан Европы и четырех европейских компаний, «которые грубым образом наносят вред суверенитету и интересам страны, а также злонамеренно распространяют ложь и дезинформацию». 8 подпавших под санкции — члены Европарламента или национальных парламентов, еще двое — ученые. Теперь им и членам их семей запрещен въезд на территорию КНР, Гонконга и Макао.
Лавров в ответном приветственном слове продолжил тему: «Ситуация в мире лучше не становится, она все больше характеризуется попытками наших западных коллег всеми правдами и неправдами обеспечить свое доминирование, игнорируя ход истории, в соответствии с которым формируется многополярное мироустройство», — заявил глава МИД. В данной ситуации России и Китаю нужно «мобилизовывать единомышленников» в отстаивании принципов справедливости и Устава ООН, «которые наши западные коллеги все чаще игнорируют и пытаются изобретать свои собственные правила».
Это не первый такой выпад Лаврова на территории Китая в адрес Запада. Накануне министр в интервью китайским СМИ призвал уходить от доллара в расчетах между Россией и Поднебесной. «Вы видите, как США объявляют своей задачей ограничить возможности технологического развития и Российской Федерации, и Китайской Народной Республики. Поэтому нам нужно снижать санкционные риски путем укрепления своей технологической самостоятельности и перехода к расчетам в национальных валютах и в мировых валютах, альтернативных доллару. Необходимо отходить от использования контролируемых Западом международных платежных систем», — заявил Лавров.
На фоне этих заявлений курс доллара сегодня впервые с 4 февраля поднялся выше 76 рублей. Относительно закрытия предыдущей сессии он вырос почти на 1,4 рубля. Курс евро превысил 90 рублей. Согласно сведениям американских СМИ, президент США Джо Байден якобы планирует объявить санкции России уже на этой неделе.
«Китай пытается стравить Россию с США»
По просьбе «БИЗНЕС Online» эксперты оценили высказывания Сергея Лаврова и их последствия.
Павел Салин, политолог:
— Риторика Лаврова — естественный ответ Москвы на неприятные сигналы со стороны Запада, которых на прошедшей неделе было два. Первый — известное заявление Байдена, которое почти ставит крест на попытках Москвы договориться с новой администрацией. Второе — заявление Еврокомиссара о том, что вакцина «Спутник V» не нужна Европе. Это тоже почти ставит крест на планах так называемой «вакцинной дипломатии» Москвы. Реакция Москвы, которую озвучил господин Лавров, естественна.
Стратегия Москвы в последние месяцы заключается в эксплуатации опасений Запада, и, прежде всего, США, о том, что активная политика в отношении российских властей приведет к тому, что Москва будет все больше падать в объятия Китая и впадать в зависимость от него. Это не нужно Соединенным Штатам, которые выстраивают свою внешнюю политику через призму ограничения Китая и всячески стремятся лишить его ресурсной базы. А Россия — важная составляющая китайской ресурсной базы. Москва в последние месяцы делает ставку на запугивание американских элит тем, что если активно давить на российский политический режим, то это приведет к обратному результату — Россия все больше и больше будет сближаться с Китаем. Москва активно занимается эксплуатацией подобных страхов через лояльных ей представителей западного экспертного сообщества и через публичные заявления. В том числе и через те заявления, которые сделал в Китае господин Лавров.
Михаил Карпов — доцент факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики, китаист:
— Совершенно ясно, что ни Россия, ни Китай не готовы уйти от доллара. Обе страны являются одними из ключевых бенефициаров глобального мирового порядка, который строится на долларе и будет строиться на долларе. Думаю, эти заявления министра Лаврова связаны с эмоциональным накалом, вызванным последними событиями и реакцией в России на последние события, в частности, на оценку президента Байдена и нынешней структурной динамической ситуацией отношений с ЕС.
Кстати, перед визитом Лаврова китайцы заявили, что визит не направлен против каких-либо третьих стран, поэтому заявление Лаврова в Китае представляется его личным мнением и позицией России, но никак не позицией Китая.
Что касается Китая, он серьезно опасается сокращения притока долларов в экономику. Для этого последние полтора года страной предпринимаются значительные усилия по созданию определенного механизма, в частности, системы валютных офшоров.
Наращивание Россией сбережений в китайской валюте — это больше политические действия, чем экономические. Хотя признаю, что чисто технически по российско-китайским сделкам оплата в национальных валютах, наверное, будет удобнее. Но пересчет все равно будет по доллару. Это вызвано определенной динамикой российско-западных, российско-американских, российско-европейских отношений. Но это российская проблематика, к которой Китай внимательно относится и принимает к сведению.
В этом контексте нужно сказать о последней встрече китайцев и американцев в Анкоридже, которая проходила по итогам очень серьезной работы с обеих сторон. И встреча завершилась успешно, прежде всего, потому, что не произошло дальнейшего углубления китайско-американской конфронтации. Качественное улучшение отношений этих стран вряд ли возможно, но при этом очевидно, что китайско-американские сложности в отношениях в результате были введены в некий системный контекст. Ни та, ни другая сторона не ориентирована на ухудшение. Сейчас тенденции к улучшению нет, но есть тенденция к некой совместной работе. В этой связи позиция России несколько выбивается, потому что Россия оказалась фактически в намного большей конфронтации с США или Евросоюзом по сравнению с тем, в каком положении находится Китай.
Алексей Мухин, генеральный директор Центра политической информации:
— Китай, как и Россия, находится под санкционным ударом со стороны США, а в перспективе и со стороны стран Европейского Союза. Есть две Европы. Первая — это национальные государства: Германия, Франция, Италия, Венгрия и так далее, которые пытаются вести свою национальную политику. А она иногда идет вразрез с тем, чем занимается Брюссель. Брюссель — это такой корпункт США в Европе, через который США пытаются ею управлять. Поэтому мы часто слышим такой разнобой во мнениях европейских политиков. С одной стороны, Брюссель выступает с резко антироссийских позиций, а с другой стороны, представители национальных государств и экономик пытаются наладить хоть какой-то контакт с Россией, понимая, что без России европейской экономике и системе коллективной безопасности просто не существовать.
Китай имеет свои виды на эту ситуацию. Он пытается стравить Россию с США, чтобы Россия ослабла и США, кстати, тоже ослабли после лобовой атаки, а затем надеется прийти и получить все, на что он рассчитывает на европейском рынке. И Россия, и США прекрасно видят эту перспективу. Поэтому, несмотря на жесткую риторику, мы все-таки стараемся играть более сложную геополитическую игру. Что касается нынешней ситуации, то да — очевидно, что Россия и Китай находится в позиции ситуативных союзников, ситуативных партнеров. На которых США и отчасти Европейский Союз наводят свои санкционные орудия. Эти орудия уже начали пристреливаться, но понятно до крупнокалиберных снарядов дело еще не дошло. Именно поэтому Лавров, упреждая подобное развитие событий, намекнул, что Россия может отказаться и от доллара, и от платежных систем, которые устраивают Запад, тем самым нанеся ощутимый удар по западной экономике. Я бы не рассматривал это как прямое предложение, я рассматривал бы это как предупредительный сигнал. Как ракету, которую запустил Сергей Лавров, давая знать нашим западным партнерам, что Россия и Китай, по его информации, готовы к новому витку противостояния и совсем не факт, что западным странам понравятся результаты, которых они пытаются достигнуть.
Степан Демура — финансовый и биржевой аналитик:
— Высказывание Лаврова из серии «Моська лает на слона» из басни Крылова. И ЕС, и США всячески показывают, что значимость России на мировой арене как в политическом, так и экономическом плане близка к нулю. Это не совсем сходится с тем образом великой страны и супердержавы, который рисует внутренняя пропагандистская машина. Судя по всему, такой дисбаланс Лавров пытается убрать исключительно для внутреннего применения.
О дедолларизации говорят уже давно, и, судя по всему, этот процесс набирает скорость, особенно в России. И в Китае тоже. Только идет, скорее по другому пути — доллар отказывается от России и Китая, а не они от доллара, говоря эзоповым языком. Это мы сейчас наблюдаем на наших рынках и в экономике. Это чисто пропагандистские вещи, к реальности, на мой взгляд, отношения не имеющие.
Где еще Лаврову высказываться? Сидя в МИДе? Его никто не слушает. В Китае, может, китайская пресса обратит внимание, и китайские старшие товарищи похвалят его и конфетку дадут. Посмотрите на его маску, что на ней написано (Лавров приехал в Китай в маске с надписью FCKNG QRNTN — прим. ред.). Это он бросает вызов мировому демону и доллару. На минуточку, это министр иностранных дел.