23.03.2021 18:08 : Союз журналистов России выступил за законодательный запрет выступать в СМИ осужденным за тяжкие преступления
Глава Союза Владимир Соловьев в интервью «Эху» таким образом прокомментировал фильма телеведущей Ксении Собчак о «скопинском маньяке», Викторе Мохове, который вышел на свободу после 17 лет колонии. По словам Соловьева, подобное интервью это не журналистика, а шоу-бизнес. «В данном случае я бы рекомендовал нашим депутатам присмотреться к подобному опыту американских законодателей. Главная задача Союза журналистов — бороться против цензуры, но в случае серийных убийц и маньяков я бы выступал за цензуру», — сказал Соловьев. По словам главы СЖР, в данном случае речь идет не о журналистике, а о скандальном шоу-бизнесе, и полагает, что Ксения Собчак воспользовалась в данном случае «провалами в российском законодательстве». «Хочу привести в пример закон 1977 года, он был принят в США — сына Сэма, когда один из серийных убийц вышел на свободу, он собирался написать книгу о своих преступлениях, но законодательно ему было запрещено. С тех пор в США серийные убийцы и маньяки не могут рассказывать о своих преступлениях в СМИ, были случаи, когда изымались тиражи, и их гонорары, которые они получали, изымались и передавались жертвам, что считаю правильным», — отметил он. Инициативу Союза журналистов поддержал лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Глава профильного думского комитета, единоросс Александр Хинштейн выразил мнение, что интервью с лицами, совершившими тяжкие и особо-тяжкие преступления допустимы только при условии, если они раскаиваются в содеянном. Он готов вместе с другими депутатами подумать над нормой закона, запрещающей прямую речь преступников в интернете и СМИ при условии, если она формирует их позитивный образ.
Член законодательного комитета Совета Федерации Александр Башкин считает, что нельзя нарушать базовые права человека и поэтому инициатива Союза журналистов и ряда депутатов не найдет поддержки у российских законодателей.
Относится к этой теме можно по-разному, но перспектива запрета выглядит нереальной в условиях устойчивого общественного интереса. Такое мнение в эфире «Эха» высказал адвокат Илья Новиков. По словам Ильи Новикова, люди, которым не интересна эта тема, могут оградиться от нее самостоятельно.
С момента освобождения Мохова в начале марта в различных СМИ появлялось множество публикаций, связанных с его передвижениями. Появлялись предположения, в том числе, о его возможном участии в ток-шоу на федеральных каналах.
Поводом для различных слухов стало то, что так называемый «скопинский маньяк» в первый же день нарушил условия своего освобождения: он не прибыл в Скопин в установленные сроки. Некоторые издания утверждали, что сразу после выхода на свободу Мохов отправился на съемки в Москву, причем якобы за большое вознаграждение. Газета «Комсомольская правда», в частности, называла сумму в 3 млн рублей. Слухи подогревал и сам Мохов: уже по прибытии домой он заявил, что привез из столицы «полный мешок денег» и планирует отправиться на юг. Правда, федеральные каналы поспешили откреститься от планов по приглашению «скопинского маньяка» в свой эфир. Передачи с его участием к настоящему моменту так и не вышли.
Спустя пару недель стало известно, что свой фильм об истории попадания двух девушек в сексуальное рабство к Мохову снимает журналистка Ксения Собчак. Некоторые издания и анонимные телеграм-каналы опубликовали фотографии ее встречи в ресторане с неким мужчиной, которого назвали Моховым. Собчак отрицала, что на снимке «скопинский маньяк», но при этом не стала опровергать или подтверждать факт встречи с ним в другой обстановке. Телеграм-канал Mash, в свою очередь, опубликовал аудиозапись, утверждая, что голос на ней принадлежит Мохову. Он говорил, что за съемки в фильме Собчак получил вознаграждение.
Сама журналистка в категоричной форме отвергла обвинения в том, что она заплатила Мохову за участие в фильме.
Между тем это уже не первое опубликованное большое интервью с Моховым. Накануне подобную публикацию выпустила газета «Московский комсомолец» — в ней «скопинский маньяк» отвечает на вопросы о своем детстве, личной жизни и сексуальном насилии над девушками.
По условиям освобождения за Моховым установлен надзор по месту жительства: шесть лет ему нельзя посещать массовые мероприятия и гулять по ночам. Также без разрешения он не может покидать пределы своего района.