ФСБ и ГРУ работают «по Болгарии» день и ночь, без праздников и выходных
В Софии находят столько российских шпионов, сколько и во всем мире не сыщется
Болгария вновь планирует объявить persona non grata российских дипломатов в связи со шпионским скандалом, завил премьер-министр страны Бойко Борисов. При этом он отметил, что Москва и София сохраняют партнёрские отношения, однако шпионить в его стране никому не позволено, и свою национальную безопасность Болгария будет защищать.
Ранее болгарская прокуратура сообщила о задержании шести сотрудников Минобороны и военной разведки страны по обвинению в шпионаже в пользу России, в том числе «резидента», который занимался вербовкой людей, имеющих доступ к секретной информации.
«Речь идет о группе лиц, которые занимались сбором конфиденциальной информации в пользу иностранного государства», — сообщила представитель главного прокурора Сийка Милева.
В прокуратуре уверяют, что группа действовала длительный период, создавая серьёзную опасность «для национальной безопасности Болгарии, безопасности НАТО и Европейского союза, так как передавала секретную информацию военного и высокотехнологического характера». В Госдепе США уже поспешили заявить о том, что будут внимательно следить за расследованием, так как «Болгария является другом, союзником по НАТО и партнером».
«Дружба есть дружба, мы ее демонстрировали, в том числе в вопросе о газопроводе „Балканский поток“, но шпионить за нашими возможностями в НАТО», — не преминул подчернить, в свою очередь, Бойко Борисов.
Видимо, чтобы придать веса скандалу, болгарская прокуратура также сообщила о задержании в районе российского посольства одного из участников группы при попытке побега. В посольстве РФ уже потребовали прекратить спекуляции о якобы причастности России к делу о шпионаже.
«В условиях осложнения международной обстановки очевидны „неустанные“ попытки вбить клин в российско-болгарский диалог и в очередной раз демонизировать нашу страну», — говорится в заявлении российского дипломатического представительства.
В посольстве выразили надежду, что судебное разбирательство будет деполитизировано и беспристрастно, а кроме того, пройдет в строгом соответствии с нормами болгарского и международного законодательства.
Кстати, российских шпионов в Болгарии находят с удивительным постоянством и в таком количестве, в каком их, наверное, во всем мире не сыщешь. О предыдущем шпионском скандале «Свободная пресса» писала всего полгода назад.
Руководитель Центра европейских исследований Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН Юрий Квашнин считает, что подобные истории соответствуют общему климату взаимоотношений России с Болгарией, ЕС и НАТО.
— Не секрет, что отношения развиваются не лучшим образом и особенно плохо политические отношения с теми небольшими странами, которые сильно зависят от НАТО и наднациональных органов власти Евросоюза.
Болгария — небольшая страна, у власти в которой находится ярко выраженной проевропейское правительство, правая партия. Они очень сильно ориентированы на согласование своей политики с ЕС. В то же время Болгария получает большую финансовую поддержку от ЕС в рамках политики поддержки отстающих регионов, поэтому зависимость, конечно, очень высока.
Отношения между Россией и Болгарией развиваются в негативном ключе достаточно давно. Оказалось, что в плане взаимных интересов у России и Болгарии не так много общего. Раньше активно обсуждались энергетические проекты — «Южный поток», нефтепровод Бургас-Александруполис. Эти проекты были отменены как раз из-за позиции болгарской стороны. Болгария подключилась ко второй ветке «Турецкого потока», но 3-я и 4-я, которые изначально планировались, так и не были построены и, скорее всего, в обозримой перспективе этого не произойдёт.
Болгария взяла курс на ограничение сотрудничества с Россией в ключевой — энергетической — сфере. Об этом свидетельствует и пробуксовка в области проектов в атомной энергетике. Болгарам было бы выгодно развивать АЭС, но из-за сложности в российско-болгарских отношениях этого не происходит.
По другим вопросам также наблюдается стагнация. Очевиден негативный тренд в туристической сфере, хотя здесь роль сыграл и коронавирус.
«СП»: — Россиян в Болгарии все меньше, а шпионов все больше. Что за странная тенденция?
— Развитие отношений в негативном ключе создает питательную почву для шпионских скандалов. Тем не менее, я бы не стал экстраполировать политическую напряженность на гуманитарную сферу. В Болгарии, по данным опроса Евробарометра, один из самых высоких уровней симпатии к России и к россиянам. Это вселяет надежду на то, что если в Болгарии сменится правительство, то какое-то потепление в отношениях между нашими странами может произойти.
«СП»: — А это не связано с последними заявлениями Джо Байдена в адрес российского президента? С одной стороны, это отвлекает внимание от скандальных реплик американского президента, с другой, — в Болгарии это могли интерпретировать как сигнал к очередным русофобским действиям.
— Не знаю, что насчет Байдена, но можно констатировать, что американская дипломатия усиливается на Балканском полуострове, в целом в Центральной и Восточной Европе. Был период в первые годы правления Дональда Трампа, когда США придерживались политики изоляционизма и не очень следили за тем, что происходит в этих регионах. Но уже в последние месяца правления Трампа и с приходом Байдена внимание Вашингтона к этим странам возрастает. Сейчас происходит активизация действий американских посольств в них с тем, чтобы убедить местные элиты ориентироваться на Вашингтон и не участвовать в проектах, интересующих Москву.
Думаю, что России следует ожидать роста конфронтации с балканскими и другими восточно-европейскими странами.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович заметил, что за последние годы скандалов с Болгарией вообще было очень много.
— То шпионские, причем в таком количестве, которое выходит за пределы разумного, то с общественниками, которые выступают за развитие российско-болгарских отношений, то споры по поводу истории Второй мировой войны. Дошло до памятников, которые символизируют российско-болгарские отношения еще с 19 века и так далее.
Огромное количество скандалов можно объяснить тем, что Болгария — это одна из стран Восточной Европы, которая находится во втором эшелоне скептиков в отношении России, ведет русофобскую линию, хотя и не такую, как Польша и Литва. К этому надо относится не столько эмоционально, сколько принять этот факт в свете решения стоящих перед нами задач.
У нас есть торговые отношения и, конечно, энергетические проекты. Несмотря на все сложности в отношениях с Болгарией, ориентированной на Вашингтон и Брюссель, делать удалось многое. Даже правительство Бойко Борисова, в еще предыдущее его пребывание у власти, подписало соглашение по болгарскому участку проекта «Южный поток». То есть, несмотря на его задиристость, договариваться с ним можно.
Но сейчас Борисов, как мне кажется, занимает более жесткую позицию, чем 10 с лишним лет назад. Это видно и по шпионским скандалам. Показательно и то, что когда 1 января 2021 года сербский президент Александр Вучич открывал движение российского газа по «Балканскому потоку», то Борисов в тот же день открывал движение газа азербайджанского. Это показывает его политические приоритеты.
«СП»: — Так можно ли с ним вообще о чем-то договариваться?
— Можно и нужно. Надо решать стратегическую задачу строительства обходных газопроводов. На юге это продолжение второй нитки «Турецкого потока» («Балканский поток»).
«СП»: — Болгария постоянно подчеркивает свою принадлежность ЕС и НАТО. Но этими уже регулярными шпионскими скандалами не выставляют ли они Болгарию в авангард антироссийских действий?
— Думаю, что это такая форма борьбы, чтобы предотвратить российско-болгарскую кооперацию. В свое время приехали американские сенаторы в Софию, и Болгария вышла из стройки «Южный поток». Однако спустя какое-то время хоть и в меньшем масштабе проект был реализован. Правда, Болгария потеряла деньги.
Несмотря на наглость, ориентацию на брюссельскую бюрократию и прочее, Болгария остаётся страной, которая в силу объективных закономерностей вынуждена сотрудничать с Россией по ключевым вопросам.