Добавить новость
Главные новости Москвы
Москва
Март
2021

«Депутат не должен становиться машиной по печатанию законов». Николай Харитонов о межфракционной борьбе в Госдуме, миссии депутата и исторической памяти

Николай Харитонов больше, чем Председатель комитета Государственной Думы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Депутат-старожил, который успел за годы своей политической деятельности стать символом российского парламента.

Копия памятника Дзержинскому – подарок Немцова и Хакамады на день рождения во время второго созыва Госдумы, когда палата поддержала предложение депутата Харитонова о восстановлении на Лубянке памятника основателю и главе Всероссийской чрезвычайной комиссии по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). Напротив рабочего стола – портрет отца, командира взвода, который в 17 лет ушёл на фронт. Сам кабинет депутата Харитонова говорит, что его работа уже вошла в современную историю России. В рамках проекта «Депутаты Госдумы: что сделано за 5 лет?» мы взяли интервью у Николая Михайловича, который с самого основания Госдумы избирался депутатом.

Николай Харитонов отвечает на вопросы политического обозревателя журнала “Регионы России: национальные приоритеты” Ксении Ширяевой, февраль 2021 г.

Николай Михайлович, насколько сложным для вас получился седьмой созыв Госдумы?

—Этот созыв и для меня седьмой, если не считать те годы, когда я был с 1990 избран народным депутатом РСФСР. Застал октябрьский путч, до 28 сентября 1993-го оставался в стенах Белого дома, хватаясь за малейшую надежду сохранения советской власти. Неделю без света, воды и тепла. Ночью укрывались подшивками газет. Что ж, эти воспоминания невозможно перечеркнуть.

После ельцинского переворота я избирался депутатом Госдумы семь раз подряд. Любой созыв нельзя назвать простым. Состав каждый раз меняется, как правило, на 2/3. Поэтому свои особенности есть в каждом потоке. Однако седьмой всех удивил. Особенно последний год, когда пришлось решать многие задачи в условиях пандемии коронавируса.

Депутаты нашего Комитета помогали людям, как могли. Более 50 тонн продуктов первой необходимости доставили в три района Владимирской области, подарили бесконтактные термометры Амурскому казачьему колледжу, доставили спецоборудование для ямальца с ограниченными возможностями, передали защитные маски пожилым жителям Приморского края и т.д. Также Комитету удалось оперативно помочь нашим согражданам за границей. Когда мы узнали о 170 россиянах, которые из-за карантинных мер оказались на неделю закрыты в транзитной зоне аэропорта Сеула, мы тут же обратились в Оперативный штаб, связались с его председателем Татьяной Голиковой. Через 8 дней выдели самолёты и вывезли людей в Россию. Пока этот вопрос решался, мы добились, что сотрудников нашего консульства пустили к соотечественникам доставить им воду, продукты, лекарства и товары первой необходимости. Наши граждане были спасены.

Вы уже второй созыв возглавляете Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока. Не знаю как в прошлом созыве, но в этом в Комитете есть депутаты от разных фракций. Не мешает ли работе такое партийное многообразие?

— В нашем Комитете из четырех парламентских политических партий есть все, кроме «Справедливой России». Но политических разногласий у нас нет. С первого дня своей работы в качестве председателя я всем заявил: внутри комитета мы работаем не на благо конкретной партии, а ради будущего страны в целом. Все проблемные вопросы, которые возникают у КПРФ, ЛДПР и «Единой России», остаются за периметром. А то, что у нас состав такой разнообразный, даже помогает: каждый со своей позицией, взглядом на вещи. Смотря на ситуацию с разных углов, мы быстрее приходим к решению.

Да и какие могут быть разногласия, когда итак всем понятно, что на Дальнем Востоке полно проблем. Сейчас там проживает почти 8,2 млн. россиян. Это в 1,5 раза меньше населения Москвы. При этом в каждом дальневосточном регионе сохраняется миграционный отток. При ежегодном сокращении численности населения в 2020 году Дальний Восток установил свой новый антирекорд – сокращение 37,7 тысяч человек. При этом более 70% выбывшего населения – это люди трудоспособного возраста. С 2013 года сокращение населения Дальнего Востока составило более 159 тысяч человек. Тем не менее, мы стараемся по мере своих сил остановить отъезд россиян с Дальнего Востока.

Но к нашему стыду, на сегодняшний день мы не можем выдать жилищные сертификаты всем, кто жил на Севере и заработал помощь в переселении. Десятки тысяч человек в подвешенном состоянии. Тем не менее, мы стараемся отстаивать преференции для северян и дальневосточников. В апреле 2019 на заседании Совета законодателей в Санкт-Петербурге я говорил президенту Владимиру Путину, что жителям Севера необходимо вернуть прежний возраст выхода на пенсию. Сейчас готовим проект закона о снижении пенсионного возраста для северян, который предлагает установить возраст выхода на пенсию женщинам – 50 лет, мужчинам – 55. Необходим только северный стаж.

Николай Михайлович, а довольны ли вы деятельностью коллег в VII созыве?

— Если говорить по справедливости, с приходом на пост председателя Госдумы Вячеслава Володина авторитет Госдумы потихонечку возрастает, набирает значимость у наших избирателей. Через поправку в Конституции РФ мы, парламентарии, получили право утверждать состав Кабинета министров. Это добавляет взаимной ответственности. Теперь с правительством мы работаем активнее. Хотя за кружкой чая я встречался с депутатами из Норвегии. Они рассказывали, что к ним в комитеты, фракции министры ходят, выпрашивая каждую крону. По-хорошему нужно также.

Если бы роль Госдумы соответствовала норвежскому парламенту, то фракции КПРФ удалось бы ввести дифференцированную шкалу налогообложения, к примеру. То же самое касается наших неоднократных попыток принять закон о «Детях войны». Согласно данным Минтруда России сегодня в России граждан этой категории (родившихся в период с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945) насчитывается 10 миллионов человек. Из них 2,1 миллиона детей Великой Отечественной войны не получают никаких льгот. 23 региона уже отдельно приняли законодательные акты, по которым дети войны получают ежемесячные денежные выплаты, пособия и льготы. Но в  остальных регионах меры поддержки предоставляются таким гражданам только частично.  

А почему так тяжело идёт этот законопроект в Госдуме, где некоторые депутаты даже попадают под категорию детей ВОВ?

— Смотрите, в каждой фракции есть своя партийная дисциплина. Поэтому не удивляйтесь, если порой депутаты голосуют непонятно как. У меня в Комитете были случаи, когда я, выходя на трибуну, заявлял, что я и Алексей Корниенко – тоже член фракции КПРФ – проголосовали по законопроекту не так, как Комитет.

Противостоять «Единой России» в парламенте сложно. Во-первых, у неё самая многочисленная фракция, которая обеспечивает ей конституционное большинство голосов. Даже когда мы объединяемся с ЛДПР и «Справедливой Россией», в лучшем случае получаем 97 голосов, ну максимум 102 – меньше четверти всех мандатов. А для одобрения законопроекта требуется больше половины. «Единой России» легко блокировать наши предложения, занимая 76% нижней палаты парламента.

Конечно, фракция КПРФ по большей части оказалась недовольна повышением пенсионного возраста. Это было преждевременно. Тем самым мы подрезали крылья молодым семьям, планирующим рождение детей. Они рассчитывали на помощь родителей, которым отодвинули срок выхода на пенсию на 5 лет. К 60-65 годам уже подкашивается здоровье, там стаёт не до воспитания внуков. Мы спорили, но отменить реформу не смогли. Учли только наше предложение по сохранению «старого» пенсионного возраста для коренных малочисленных народов Севера и выход на пенсию женщинам в 60 лет вместо предлагаемых ранее 63.

Что главное для вас как депутата – принятые законопроекты или доверие избирателей?

— Депутат не должен становиться машиной по печатанию законов. Первоочередной должна быть постоянная работа с избирателями. Писем много. Иногда приходят обращения не от моих избирателей, закрепленных за другим округом. Формально могу их передать, но я практически не использую это право. Когда человек пишет и надеется на помощь, разве я могу его подвести? Он же верит в меня.

А почему вы постоянно на выборах выдвигаетесь от округа, а не от партии? Так ведь сложнее победить…

— Меня выдвигают. Решение принимает партия. Может, считает меня проходным, более известным. Главная задача КПРФ – получить как можно больше представителей в Госдуме, чтобы защищать интересы трудового народа, отстаивать социальную справедливость. Меня хорошо помнят по президентской кампании 2004-го, когда я занял второе место после Путина В.В. Тогда возглавил федеральную тройку КПРФ, где был вместе с лидером Геннадием Зюгановым и нобелевским лауреатом Жоресом Алфёровым. От этого ощущаю только ещё большую ответственность перед избирателем, который на меня надеется.

А одномандатник я уже шестикратный. Сначала 5 раз избирался по Новосибирской области, откуда родом. Когда в 2005 от смешанной системы формирования парламента отказались, я прошёл по партийному списку в Краснодарском крае. Когда округа вернули, вновь стал одномандатником – в 2016 году избрался по 52-ому Армавирскому округу (Краснодарский край).

В восьмой созыв собираетесь?

— Надо идти. Родина-мать зовёт. Партия скажет – пойду. Хотя я около 20 лет проработал в совхозе «Галинский» Новосибирской области, где в 27 лет стал директором. В тридцать стал депутатом сельского совета. А в политике больше 40 лет. Если бы у нас было всё хорошо, а так…Ответственность перед народом держит. Да, тяжело добросовестно работать. Но в тоже время я всегда радуюсь, когда другому чуть да всё-таки удаётся помочь.

Какие задачи стоят перед депутатами Госдумы VIII созыва?

—Есть некая наследственность. Кто-то из депутатов уходит в Совет Федерации, кто-то – в органы исполнительной власти. А их законопроекты остаются. И потом либо их продолжают рассматривать, либо убирают в архив. Кому как повезёт.

Но в чём уверен совершенно, восьмой созыв Думы будет в интересах народа! Причём заставит работать депутатов ни партия или отдельный политик, а сама жизнь. Реальные внешние обстоятельства потребуют от парламентариев активных действий на благо страны. И главный вопрос будет заключаться в развитии реального сектора экономики.

Нужно уйти от позора в 20 млн. россиян, живущих за чертой бедности. В предыдущем послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин говорил, что надо приблизить пенсии к 20-25 тыс. рублей, но это не получается по разным причинам. Живём в богатой стране, но так и не научились использовать свои богатства.

Посмотрите на Китай. Там полтора миллиарда населения планеты, а Пекин сумел победить бедность. В отличие от России, в Поднебесной есть 600 млрд. долларов свободных денег. Если китаец получает зарплату меньше 5 тыс. юаней (56 тыс. рублей – прим. ред.), то его освобождают от налогов. За коррупцию в Китае наказывают расстрелом. Да, жестоко. Зато действенно.

У нас видно, что президент никому не даёт прощения. Можно бесконечно перечислять имена чиновников разных уровней, находящихся под следствием. Уже сбились со счёта, сколько губернаторов отправили в тюрьму. Несмотря на это коррупция в России продолжает существовать в больших объёмах. С этим надо заканчивать раз и навсегда.

На этих коррупционных проблемах и играет несистемная оппозиция, загоняя молодежь на митинги. А как сделать так, чтобы молодые люди более взвешенно подходили к своему участию в политической жизни страны?

— Понятно, молодым всегда хочется революционных преобразований, порой, не вникая в происходящее. Сегодня все понимают, без разумной молодежи и живого патриотизма будущее невозможно. Перед нами стоит задача воспитать поколение, которое знает историю своей страны. Для этого нужно говорить правду. А мы до сих пор не знаем, какую правду писать о победе Красной советской армии, стесняемся вспоминать про Ленина, который стоял у истоков идеологии, победившей фашизм.

Надо, чтобы была государственная идеология по воспитанию подрастающего поколения. Не рынок сам отрегулирует, какую книгу читать. А в детском саду, школе, чтоб были конкретные программы: висели портреты узнаваемых людей района, края, области, федерального уровня. Пора отбросить стеснение. Надо наводить порядок в головах молодых людей. Чтобы подрастающее поколение знало, как, во имя чего и благодаря кому они родились и живут на этой земле. Просто говорить об этом – мало. Надо действовать. Хотя бы не драпировать мавзолей во время военного парада 9 Мая! Нужно оставить его таким, каким он помнится участникам и свидетелям легендарного Парада Победы 24 июня 1945 года.

Соответствующий проект  постановления Государственной Думы по моей инициативе фракция КПРФ внесла на рассмотрение в июне 2020 -го накануне проведения военного парада на Красной площади  в ознаменование 75-й годовщины Победы советского народа и Красной Армии в Великой Отечественной войне.

Мавзолей – сгусток нашей идеологии и достояние всей страны, не только Москвы. Это символ колоссальной энергии многомиллионной страны. Раньше на мавзолее стояли Сталин, Ельцин, сегодня – его драпируем. Для кого? До 2005 никто его не драпировал. Мы должны сохранять свой суверенитет, в том числе, в вопросах исторической памяти. Украина показала, что происходит со страной, когда начинают сносить памятники Ленина. Нужно ли нам такое будущее? На ордене «Победа» есть и Спасская башня, и мавзолей. Одно без другого было бы невозможно.

Встреча с депутатом ГД Н. Харитоновым. Слева – гендиректор медиа-холдинга “Регионы России” Ольга Чернокоз, февраль 2021 г.

Беседовала Ксения Ширяева

The post «Депутат не должен становиться машиной по печатанию законов». Николай Харитонов о межфракционной борьбе в Госдуме, миссии депутата и исторической памяти appeared first on Регионы России.




Москва на Moscow.media
Частные объявления сегодня





Rss.plus




Спорт в Москве

Новости спорта


Новости тенниса
Арина Соболенко

«Она вернулась к своей лучшей игре». Соболенко — о предстоящем матче с Бадосой на AO






Бурак Озчивит рассказал о своём предстоящем концерте в Москве

Легойда прокомментировал слова протоиерея Ткачева о грехах и ударах HIMARS

Больше не стоять им у военкомата // Первичная постановка на воинский учет в Москве стала электронной

В Турции госпереворот почти получился. Дальше - Россия. Кто в ДУМ РФ вдохновился идеей?